Без досмотра и деклараций
Прошло чуть больше года с момента введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. Каковы итоги этого года для стран - участниц ТС, для их экономического партнерства? На этот и другие вопросы "Российской газеты" отвечает ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев
Сергей Юрьевич, удалось ли, по вашему мнению, за этот год реализовать все, что было намечено?
Со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза заработала единая система таможенного регулирования на единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана. Стороны провели работу по приведению национального законодательства в соответствие с ТК ТС, ратифицировали Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.
За этот год Комиссией Таможенного союза было принято более ста нормативных актов по вопросам таможенного регулирования. Утверждены формы таможенных документов и инструкции по их заполнению; порядок совершения таможенных операций по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, а также их таможенной стоимости. Завершается выполнение Плана мероприятий по введению в действие ТК ТС. В соответствии с ним принято 16 международных договоров. Три проекта соглашений находятся в стадии доработки (о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом; об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза; об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на таможенной территории Таможенного союза).
Совершенствование таможенного законодательства ТС продолжается для приближения его к передовым международным стандартам. Проводится работа по присоединению членов ТС к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 г. и Конвенции о процедуре общего транзита 1987 г. Результатами этой работы должна стать унификация утвержденных КТС декларации на товары и транзитной декларации с единым административным документом, а также возможность их использования при транзите по территории ЕС и Таможенного союза.
Продолжится ли дальнейшая унификация национальных законодательств участников ТС? Что здесь предстоит сделать и в какие сроки?
В связи с завершением формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и планируемым с начала будущего года введением в действие пакета соглашений по ЕЭП стоит задача систематизации законодательства ТС. Ведется работа по унификации норм технического регулирования. Продукция, в отношении которой технические требования, формы и схемы подтверждения соответствия, применяемые при этом методы исследований (испытаний) и измерений у сторон совпадают, включена в Единый перечень продукции, на которую выдаются документы по единым формам, признаваемым всеми членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия. При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (соответствию) требованиям безопасности.
Унификация в области технического регулирования обеспечивается путем разработки и принятия единых техрегламентов, которые содержат все требования к безопасности продукции, включая санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-санитарные. В ноябре 2010 г. подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в странах ТС, которым КТС переданы полномочия по принятию технических регламентов Таможенного союза.
Для обеспечения должного обоснования решений в области таможенно-тарифного регулирования необходимо стратегическое планирование торгово-экономической политики Таможенного союза, включающее разработку общих направлений таможенно-тарифной политики с их увязкой с приоритетными направлениями развития и модернизации экономики членов ТС. Особую актуальность этому придает проводимая сейчас унификация тарифных обязательств России и Казахстана на переговорах по условиям их присоединения к ВТО, затрагивающая обширный перечень товарных позиций.
С формированием Единого экономического пространства должна решаться задача гармонизации и унификации национальных налоговых систем для обеспечения их совместимости, простоты администрирования, снижения транзакционных издержек налогоплательщиков, выравнивания условий конкуренции между предприятиями-резидентами участников ТС и ЕЭП. Национальные системы взимания прямых налогов не должны создавать чрезмерно различающуюся по величине налоговую нагрузку на предприятия (включая взносы на социальную защиту), так как сильная дифференциация налоговой нагрузки внутри ЕЭП означает неравенство условий конкуренции.
С 1 июля 2011 г. отменен таможенный контроль на внутренних границах ТС. Как вы считаете, это повлияет на увеличение объемов взаимной торговли между нашими странами, "обмен" инвестициями между ними?
Эффект реализуемых положений договорно-правовой базы Таможенного союза и фактического функционирования единого рынка товаров уже можно подсчитать. Создание ТС способствовало росту внешней и взаимной торговли, объем которой вырос на треть по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, также как объем поступлений по импортным пошлинам. С ноября 2010 г. восстановился докризисный уровень внешнеторгового оборота государств - членов ТС. После устранения таможенного оформления товаров Таможенного союза, перемещаемых через общие границы, быстро растет объем приграничной торговли, расширяются кооперационные связи предприятий.
А на горизонте планирования до 2015 года, согласно расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН по интегрированной модели межотраслевого баланса, три государства ТС в результате интеграции получают прирост ВВП примерно в 15% и достаточно весомый прирост экономической активности. Этот эффект достигается, как уже говорилось выше, благодаря созданию общего рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. В том числе снижаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление торговых и таможенных процедур при пересечении границы.
Какие вопросы единой тарифной политики предстоит решить в ближайшее время в сфере двусторонних и транзитных перевозок в регионе ТС? Как вы оцениваете возможный рост международного транзита через страны ТС в случае введения в действие единой тарифной политики в этом регионе?
Основной задачей в этой области является разработка основных направлений тамо женно-тарифной политики государств - членов Таможенного союза с их увязкой со стратегическими планами сторон по развитию экономики, установленными ими приоритетными направлениями развития и модернизации отдельных отраслей экономики. Для этого необходимо провести систематизацию и совершенствование действующих нормативно-правовых актов Таможенного союза в сфере единого таможенно-тарифного регулирования с учетом формируемого единого кодифицированного документа ТС и ЕЭП. Планируется внести соответствующие изменения в ЕТТ ТС и в другие меры единого таможенно-тарифного регулирования в условиях функционирования Таможенного союза в случае присоединения одного из трех государств к ВТО. В этой связи необходимо будет учитывать принятые в данной сфере международные обязательства и договоренности.
Эту работу необходимо проводить в тесном взаимодействии с деловыми кругами членов ТС.
Кроме того, необходимо подготовить и утвердить пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТС, подготовить новую редакцию ТН ВЭД ТС на основе пятого издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, вступающего в силу с 1 января 2012 года.
Необходимо также проведение анализа взаимного соответствия принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров и их унификации.
"Российская газета"