08.11.12

Борьба с "судильщиками"- неформальная функция таможенной экспертизы?

Один из моих знакомых, плотно работающий в сфере ВЭД, как-то поведал, что таможня, по его собственному выражению, «задолбала экспертизами». Ну, задолбала и задолбала. Имеет право. Наверное. Но когда была названа сумма, находящаяся под обеспечением в таможне, стало понятно, что требуется более серьезное погружение в тематику.

Начнем с оснований. Ст. 138 ТК ТС вещает, что таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. А что такое «специальные познания»? Оказывается в таможенном, да и в любом другом, законодательстве определение этого термина отсутствует, что, впрочем, дало обильную пищу для размышлений теоретиков научного и прикладного характера. Например, одно из самых распространенных определений, которое выдаст по запросу любой поисковик, принадлежит эксперту-криминалисту А.А. Эйсману, утверждающему, что специальные познания - это "знания не общеизвестные, не общедоступные, не имеющие массового распространения, это знания, которыми располагает ограниченный круг специалистов».

Разнообразие номенклатуры товаров, проходящих таможенную очистку, необходимость точного отнесения товаров к определенному коду, ставит перед инспектором задачу обладания необходимым запасом этих самых общеизвестных знаний. Тот, кто общается с таможенниками, понимает, что уровень и объем этих самых знаний у всех разный. Как по образованию, так и по жизненному опыту. Что для одного - проще простого, для другого потребует специальных познаний. Короче, ясности нет никакой. А раз так, есть место для полета таможенной мысли. Тем более, все условия для этого созданы.

Во-первых, таможенная экспертиза – прямая мера по минимизации рисков, которая может применяться без указания в профиле риска по усмотрению таможенного поста. А стало быть, количество экспертиз не ограничено: хоть на каждую товарную партию.

Во-вторых, товары, возможно попадающие под запреты и ограничения, до получения результатов экспертизы не могут быть выпущены.

В-третьих, если товары все же выпускаются, то исключительно под обеспечение таможенных платежей – опять же до получения результатов экспертизы.

Казалось бы, видя такие возможности для коррупции, законодатель обязан четко прописать процедуры, особенно те , что касаются сроков их исполнения. Что ж, давайте посмотрим.

Согласно ст.139 ТК ТС срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству. Иными словами, пока эксперт не получит материалы, сроки не идут. Учитывая то, что таможенные посты могут находиться достаточно далеко от экспертных учреждений, озадачимся простым вопросом: а каков срок доставки материалов, проб и образцов до эксперта? Решение Комиссии таможенного союза № 258 от 20 мая 2010 года «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля», п. 4: «при проведении таможенной экспертизы уполномоченное должностное лицо таможенного органа, назначившее таможенную экспертизу, направляет руководителю таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, решение о назначении таможенной экспертизы и материалы, документы, пробы и образцы, необходимые для ее проведения с указанием разрешения на видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов, проб и образцов исследования».

В порядке отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, утвержденном приказом ФТС России № 396 от 25 февраля 2011 года, об этом ни слова. «Направляемые на экспертизу материалы и объекты исследования доставляет должностное лицо таможенного органа или используются иные виды связи». Это уже пункт 24, из методических рекомендаций, направленных письмом ФТС России № 01-06/13167 от 18 апреля 2006, которыми таможенники тоже пользуются. Обратите внимание: во всех документах срок доставки проб и образцов с таможенного поста в экспертное учреждение не установлен. Вообще.

Далее. Указанные выше 20 дней – это не для нас, это для эксперта, ибо этот срок «может продлеваться с письменного разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, необходимый для проведения экспертизы». Это уже ст.172 ФЗ 311. Обратите внимание на удобство формулировок: основания для продления не установлены, стало быть, причины можно придумать любые, предельный срок опять же не определен. Наверное, поэтому таможенные эксперты, по слухам, завалены работой, а результатов экспертиз можно ожидать месяцами. Будьте уверены: на попытку прояснить даже приблизительный срок окончания экспертизы эксперты всегда категорично ответят отказом: выясняйте у инспектора.

Похожая история с рассмотрением результатов экспертизы по классификационному коду. Приказ № 500 от 17.03.2010, пункт 13: «Уполномоченное должностное лицо таможенного поста по результатам экспертизы принимает решение о подтверждении кода ТН ВЭД либо решение о классификации товара». И опять ни сроков, ни обязательств. Чуть ниже: «в случае необходимости проведения дополнительной проверки (дополнительной экспертизы) или получения пояснений эксперта срок принятия решения о классификации товара может быть продлен». На сколько, как, кем – опять неясно.

Еще одна удивительная вещь: после подтверждения классификационного кода, рассмотрения заявления на возврат обеспечения таможенных платежей надо ждать еще в течение месяца. У моего знакомого, о котором говорилось выше, таким образом на одной из таможен СЗТУ подвисло более 300 млн.руб. Надо ли объяснять, что это деньги, которые могли быть инвестированы в экономику, расширение бизнеса, зарплаты, налоги. Но оказывается, у таможенной экспертизы есть еще одна неформальная функция: это весьма распространенный способ борьбы с «судильщиками» и прочими пакостниками, не дающими спокойно жить таможне. А что? Все законно.

Для сведения. В 2011 году экспертными учреждениями ФТС в рамках 34368 таможенных экспертиз было исследовано 1,3 млн. объектов.

ПРОВЭД