30.03.09

Чётко по пунктам

С предлагает поделить таможни по видам досмотра

Федеральная таможенная служба (ФТС) рассчитывает избавиться от очередей на границе за счёт специализации таможенных пунктов по видам досмотра грузов.

В минувший четверг президиум Правительства РФ одобрил поправки в статьи 69 и 119 Таможенного кодекса. Если Госдума их поддержит, кабинет министров сможет определить специализацию таможенных постов по вывозу продукции на экспорт.

Представляя поправки на заседании президиума, глава ФТС Андрей Бельянинов пояснил, что перед таможней «остро стоит вопрос, связанный с обеспечением требований контроля вывозимых лесоматериалов». Сейчас правительство имеет право устанавливать пункты пропуска через госграницу только для товаров, прибывающих в Россию, то есть для импорта. ФТС же предлагает «определить конкретные пункты пропуска и для вывоза с таможенной территории РФ».

По словам главы ФТС, таможенные органы в регионах, где производится таможенное оформление, например леса и лесоматериалов, сталкиваются с тем, что для проведения полноценного таможенного контроля им не хватает специалистов. Места отгрузки леса многочисленны и расположены далеко от самих таможенных постов. Кроме того, они не везде приспособлены для проведения таможенного контроля. В результате таможня порой не может эффективно контролировать качественные характеристики экспортируемых лесоматериалов и исключать их подмену, плюс к этому пункты пропуска работают на пределе своих пропускных способностей. В ФТС уверены, что законодательные изменения позволят «рационально распределить нагрузку между таможенными пунктами».

На железных дорогах, чья погрузка зависит от объёмов экспортируемого леса, предлагаемые нововведения оценивают неоднозначно.

«А в чём, собственно, проблема? В том, что, как говорит ФТС, таможенный контроль леса проводится в пунктах пропуска, которые работают с полной загрузкой? Но у нас погранпереходы Гродеково – Суйфэньхэ и Хасан – Туманган в настоящее время не загружены. Объёмы перевозок сегодня незначительные. Тем более что в связи с увеличением вывозных пошлин на ценные породы древесины погрузка леса упала», – сказал начальник отдела таможенно-брокерской деятельности ДВЖД Сергей Трасов.

Действительно, пропускная способность погранперехода Гродеково – Суйфэньхэ после проведённой несколько лет назад реконструкции составляет 12 млн тонн, тогда как его грузооборот по прошлому году не превысил 8 млн тонн. Если говорить о пункте пропуска в Хасане, то объёмы перевозок через него вообще ничтожные.

Не видят острой необходимости в подобных новациях и на ВСЖД. Заместитель начальника отдела таможенно-брокерской деятельности Александр Рандин отметил: «Сейчас у нас, например, большой поток лесных грузов идёт через станцию Наушки назначением в Монголию и Китай. А если Наушки не войдут в перечень конкретных пунктов пропуска, мы потеряем в сдаче поездов?!»

Эксперты отрасли по-разному оценивают инициативу правительства. Напомним, ранее планировалось с 2009 года ввести запретительные пошлины на вывоз круглого леса. Как отметила Анастасия Копылова, аналитик «Леспром.ру», «в марте 2008 года число пропускных пунктов, через которые можно вывозить лес на экспорт, уже было сокращено. Причём сразу в пять раз – с 668 до 128. На таможнях стали образовываться огромные очереди», так как предприятия наращивали объёмы экспорта необработанной древесины накануне нового роста пошлин.

Однако в ноябре 2008 года премьер Владимир Путин заявил о введении отсрочки на один год по повышению пошлин. По его словам, такое решение было вызвано неблагоприятной экономической ситуацией во всём мире. В итоге в 2009 году экспортёры могут вывозить необработанную древесину ещё по старым ставкам пошлин.

«Сейчас речь идёт скорее не о сокращении, а об оптимизации работы таможенных пунктов, о постановке на режим, который позволит более эффективно контролировать отгрузку», – отмечает Анастасия Копылова.

Правда, на дорогах говорят о других проблемах, которые мешают работать как лесозаготовителям, так и перевозчику. В минувшем году управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО при получении фитосанитарных сертификатов (ФСС) стало предъявлять грузоотправителям новые требования: дополнительные сведения о происхождении древесины, лесные декларации, проекты освоения лесов, повагонную сертификацию лесоматериалов и др. Всё это усложнило процедуру оформления ФСС и увеличило срок рассмотрения заявок.

«Служба карантина растений не готова обеспечить выдачу ФСС в день погрузки лесопродукции из-за наличия всего пяти пунктов выдачи сертификатов при 136 существующих в Хабаровском крае пунктах отгрузки лесных грузов на экспорт железнодорожным транспортом», – отмечают в дорожном центре фирменного транспортного обслуживания.

По данным правительства Хабаровского края, в январе–феврале этого года по этой причине отгрузка лесопродукции по Хабаровскому и Комсомольскому отделениям ДВЖД снизилась на 17%. Лесопромышленными предприятиями уплачено штрафов за простой вагонов более 2 млн руб., краевой бюджет недополучил около 6,5 млн руб. налоговых платежей.

Ещё в конце 2008 года прокуратура Хабаровского края признала действия территориального управления Россельхознадзора незаконными. Однако ведомство оспорило это решение в арбитраже. В конце марта краевой арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований прокуратуры.

Начальник управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Автандил Горгиладзе подтвердил наличие проблем с фитосанитарией. По его словам, задержки в выдаче справок приводят к простою вагонов и потере доходов.

Кроме того, оценивая ситуацию на границе, он отметил, что многие грузоотправители из-за отсутствия лесовозных платформ перевозят лес в вагонах, не предназначенных для этого. Как считает Автандил Горгиладзе, ФТС имело бы смысл ужесточить таможенные нормы по отношению к таким компаниям, упростив процедуры для тех, кто обладает специализированным подвижным составом.

Справка «Гудка»
Не дожидаясь принятия поправок в Таможенный кодекс, ФТС собственным приказом с 30 марта сократила количество переходов для экспорта металлолома.

С этого момента на территории России лишь 10 специализированных постов уполномочены проводить досмотр лома и отходов чёрных и цветных металлов, идущих на экспорт:
– Новомосковский таможенный пост Смоленской таможни;
– таможенный пост морской порт Мурманск Мурманской таможни;
– таможенный пост Гавань Балтийской таможни;
– таможенный пост морской порт Калининград им. Н.С.Хазова Калининградской областной таможни;
– таможенный пост речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни;
– таможенный пост морской порт Таганрог Таганрогской таможни;
– Самарский таможенный пост Самарской таможни;
– Челябинский таможенный пост Челябинской таможни;
– Красноярский таможенный пост Красноярской таможни;
– таможенный пост морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни.

«Гудок», 30.03.2009