Дальний Восток не откажется от японских авто
– Всплеск новых социальных волнений может начаться на Дальнем Востоке России и, в частности, в Приморском крае. Такой прогноз делают аналитики на фоне сокращения поставок импортных автомобилей в регион.
По их данным, с начала года импорт автомобилей на Дальний Восток сократился более чем в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом спроса на отечественные машины как не было, так и нет. Но теперь и частные дилеры подержанных праворульных иномарок отмечают резкое снижение спроса на свою продукцию, говорится на сайте сайт http://www.bfm.ru.
Менее чем через три месяца истечет срок введения заградительных пошлин на иномарки. Как известно, новые таможенные пошлины для поддержки отечественного автопрома были введены 12 января сроком на девять месяцев.
Как отмечают участники автомобильного рынка Владивостока, кризис и заградительные пошлины привели к тому, что жители Дальнего Востока перестали покупать автомобили как отечественного, так и импортного производства. Источники BFM.ru сообщают, что из 120 антикризисных автомобилей ВАЗ в «обязательном порядке» были куплены администрацией Приморского края только шесть. Кроме того, сейчас в регионе упорно ходит слух о том, что одну платформу с «антикризисными» ВАЗами сожгли на подъезде к Владивостоку.
Праворульные иномарки также не покупают. По данным Vector Research Group, с начала 2009 года импорт машин на Дальний Восток снизился более чем в 10 раз. Аналогичные данные приводит и агентство «Автостат»: за пять месяцев ввоз иномарок в этом регионе России упал со 191 тысячи автомобилей до 18 тысяч. По данным таможни Владивостока, удельный вес импорта машин, оборудования и транспортных средств за январь-май этого года сократился до 52,3% по сравнению с 73,1% в прошлом году. Объем импортируемых товаров этой группы из стран дальнего зарубежья уменьшился более чем в три раза, до 427,4 млн долларов. Как ранее сообщал BFM.ru, в 2009 году бюджет недополучит от Дальневосточной таможни около 1 млрд долларов из-за сокращения ввоза иномарок. В прошлом же году эта таможня всего собрала 62 млрд рублей, из которых примерно половина пришлась на автомобили.
Частный дилер подержанных праворульных японских иномарок из Владивостока, пожелавший не называть имя, рассказал BFM.ru, что у него «осталось непроданными шесть машин еще с прошлого года, а раньше все машины быстро раскупались». Кроме того, сейчас у бизнесмена начались проблемы с таможенным контролем. «Партию иномарок, привезенных из Японии под заказ, задержали на таможне в этом месяце. Держали их до вступления в силу правил фитосанитарного контроля. Теперь все машины должны будут пройти контроль. А это лишнее время и деньги», – цитирует его слова ВFM.ru .
По данным «Автостата», на рынке Дальнего Востока доля иномарок в автопарке региона занимает 73%. Автопарк Владивостока лидирует из 165 российских городов с населением более 100 тысяч человек по числу иномарок. Из 373 тысяч зарегистрированных в городе легковых машин 334 тысячи, то есть почти 90% – иномарки. Очень близки к этому значению Петропавловск-Камчатский (88,3%), Находка (87,3%), Хабаровск (86,8%), Южно-Сахалинск (86%). Большинство иномарок на Дальнем Востоке – подержанные праворульные из Японии. Примерно половина из них находится в возрасте старше 15 лет. По данным агентства «Автостат», всего в 2008 году на Дальнем Востоке было зарегистрировано чуть менее 10 тысяч новых автомобилей (менее 3% рынка), в то время как объем регистраций и перерегистраций подержанных автомобилей составил 336 тысяч машин.
«Среди дальневосточных регионов наибольшее число новых машин было зарегистрировано в Приморском крае (2473 шт.), в Якутии (2204), Хабаровском крае (2005) и Амурской области (1340). В то же время во всех этих регионах объем регистраций подержанных автомобилей был в 20-30 раз больше, чем новых», – говориться в отчете агентства. В десятке наиболее распространенных автомобилей на Дальнем Востоке: 9 моделей Toyota, а также внедорожник Mitsubishi Pagero. Продукции отечественного «АвтоВАЗа» в десятке топовых моделей нет.
Дальний Восток традиционно был недоступен для автомобилей из европейской части страны из-за высоких затрат на их доставку. Ежемесячно по железной дороге в регион привозится 200-300 автомобилей отечественного производства, их доля на рынке Дальнего Востока мала, говорит генеральный директор Vector Research Group Дмитрий Чумаков.
Тем не менее, на днях стало известно о попытке завоевания дальневосточного рынка российским автопроизводителем: компания Sollers объявила о планируемой организации сборки иномарок на базе дальневосточного «Дальзавода». Однако эксперты, опрошенные BFM.ru, считают, что этот проект обречен на провал. «В регионе уже сложились приоритеты в выборе марок машин, и переломить их будет очень непросто. Подержанные японские и корейские машины прочно делят между собой рынок и чтобы войти на него, Sollers придется потратить немало усилий. И не факт, что они увенчаются успехом», – говорит ведущий эксперт «Финам Менеджмента» Дмитрий Баранов.
Кроме того, эксперты напоминают и о тяжелой социальной обстановкой в регионе, что также влияет на снижение покупательской активности. По состоянию на 1 июня 2009 года задолженность по заработной плате в Приморском крае составила 117,3 млн рублей. В Хабаровске просроченная задолженность по зарплате по состоянию на 11 июня составила 264,4 млн рублей.
По прогнозу Дмитрия Чумакова, в этом году авторынок Дальнего Востока пострадает из-за кризиса сильнее российского в целом. В 2009 году в России будет продано около 1,5 млн автомобилей, снижение составит почти 50%. «На Дальнем Востоке стоит ожидать большего падения. Мы считаем, что продажи упадут более чем в 2,5 раза». При этом эксперт замечает, что по итогам года в регионе может вырасти доля продаж новых автомобилей, но незначительно – примерно на 1,5-3 процентных пункта.
Директор по развитию бизнеса портала AutoDealer.ru Олег Дацкив также считает, что ситуация с автобизнесом в регионе в ближайшее время не улучшится. «Бизнес многих игроков авторынка региона по продаже праворульных иномарок был давно налажен. Около 90% поставляемых иномарок перегонялось в европейскую часть России и на Урал. После введения пошлин этот бизнес пострадал сильнее всего. Этим объяснялись массовые акции протеста в начале этого года. Осенью истекает срок действия повышенных пошлин. Если они будут продлены, то новых социальных волнений не избежать. Кроме того, вопрос снижения пошлин может стать картой в политической игре».
Между тем, в мае замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев заявил о том, что ставки на новые автомобили «могут быть понижены в ходе постепенного импортозамещения при сохранении высоких ставок пошлин на подержанную технику», и в этом году пересматривать ставку импортной пошлины на ввоз в Россию новых и подержанных
«Новый Регион – Дальний Восток»; 21.07.09