Экспертиза поможет установить истину
В Новосибирске состоялось заседание коллегии Сибирского таможенного управления по двум
актуальным темам: организации таможенного контроля товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии и Китая, и об эффективности взаимодействия таможенных органов с экспер-
тно-криминалистическими службами – региональными филиалами Центрального экспертно-криминалистического управления Федеральной таможенной службы (ЦЭКТУ ФТС России).
Заместитель руководителя ФТС
России Татьяна Голендеева, открывая заседание коллегии, сказала: «Федеральная таможенная служба пытается ввести китайские товары
в русло достоверного декларирования,
используя грамотные пути администрирования. Но для этого необходимы
конкретная разумная критика и конкретные оптимальные предложения с
мест, из регионов».
Первый заместитель начальника СТУ
по таможенному контролю Константин
Винс, выступая с докладом по теме
«Результаты таможенного контроля
товаров, происходящих из стран Юго-Восточной Азии и Китая: проблемные
вопросы», отметил, что повышение
эффективности мер по обеспечению
достоверного декларирования товаров, ввозимых из этих стран, является
одной из приоритетных задач таможенных органов и одним из основных
источников пополнения федерального
бюджета. В первую очередь это обусловлено тем, что в структуре импорта
СФО данная категория товаров в первой половине 2007-го
составила около 33
процентов (в стоимостном выражении).
Константин Винс подчеркнул, что таможенными органами СТУ достигнуты определенные
результаты в организации контроля за импортируемыми из стран
ЮВА и Китая товарами,
отмечена эффективность предпринимаемых мер по обеспечению их достоверного
декларирования. Так, в
рамках взаимодействия
с налоговыми и иными государственными
контролирующими органами проведено 58
проверок. В результате
доначислено 710,8 тысячи рублей, взыскано 681,8 тысячи
рублей таможенных платежей. В первой половине 2007 года таможенными
органами СТУ возбуждено 1509 дел об
административных правонарушениях и
65 уголовных дел, объектами которых
являются товары, ввозимые из стран
ЮВА и Китая.
При осуществлении контроля за товарами, ввозимыми из стран ЮВА и
Китая, выявлен ряд проблемных вопросов:
– отсутствие предварительного информирования между таможенными
органами России и таможенными органами сопредельных государств;
– ввоз физическими лицами коммерческих партий товаров под видом товаров, предназначенных для личных
целей, что приводит к значительному
недобору причитающихся к уплате таможенных платежей и уходу от применения мер нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
– неэффективность постаудита в отношении импортеров, перемещающих
товары, происходящие из стран ЮВАи Китая, и применяющих, в основном,
упрощенную систему налогообложения.
– отсутствие возможности сопоставления в автоматизированном режиме
сведений, содержащихся в различных
информационных базах, в процессе
аналитической работы, проводимой
подразделениями таможен и РТУ по
направлениям деятельности в рамках
реализации системы управления рисками.
Для решения указанных проблем необходимо обеспечить:
– развитие международного таможенного сотрудничества в целях получения достоверной ценовой информации, а также информации об объемах
вывоза товаров из стран-контрагентов;
– формирование и ведение в таможенных органах СТУ справочно-информационных баз данных по ценам
мировых и внутренних рынков на товары, ввозимые из стран ЮВА и Китая,
характерные для регионов деятельности СТУ;
– проведение подразделениями таможенной инспекции общих таможенных ревизий на этапе декларирования
товаров для проверки информации об
участниках ВЭД, в отношении которых проведение эффективных мероприятий по контролю после выпуска
затруднено, в том числе по причине
применения ими упрощенной системы
налогообложения.
Заместитель начальника Сибирского таможенного управления по экономической деятельности Дмитрий
Некрасов выступил по вопросу «Осуществление контроля правильности
классификации товаров с учетом результатов экспертиз в экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ ФТС России». В
своем докладе Некрасов отметил, что
взаимодействие таможенных органов
с экспертно-криминалистическими является одним из важных направлений
деятельности.
В зоне ответственности СТУ полномочия на проведение экспертиз и
исследований возложены на экспертно-криминалистические службы – региональные филиалы ЦЭКТУ ФТС России, расположенные в Новосибирске
и Иркутске (далее – ЭКС). Проведение в лабораториях ЭКС идентификационных, материаловедческих, товароведческих, криминалистических,
технологических экспертиз, а также
технико-криминалистических исследований документов дает таможенным органам СТУ дополнительную
возможность осуществлять на более
высоком качественном уровне таможенный контроль в отношении товаров (транспортных средств), перемещаемых через таможенную границу
РФ.
На основании результатов таможенного контроля с использованием
экспертиз и исследований ЭКС таможенными органами СТУ выявляются
контрафактные товары и объекты
интеллектуальной собственности,
факты материального подлога. Кроме этого, производятся корректировки таможенной стоимости товаров,
классификационных кодов Товарной
номенклатуры внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД России), что
приводит к дополнительным начислениям подлежащих уплате таможенных платежей.
На основании предложений ЭКС СТУ
ежегодно разрабатывает и направляет в таможенные органы перечни товаров, при декларировании которых
рекомендовано направление их на экспертизу в ЭКС. При этом условиямивключения товаров в указанные перечни являются возможность занижения
размера ставки ввозной пошлины, таможенной стоимости, ухода от применения мер нетарифного регулирования
(сертификация, лицензирование лекарственных препаратов, содержащих
наркотические, психотропные вещества). Исследование всех товаров, включенных в перечни, может проводиться
в объеме, необходимом для таможенных целей. Номенклатура товаров достаточно обширна и включает в себя
молочные продукты, фрукты, арахис,
сахар, соки, лекарственные средства,
краски и лаки, обувь, бумагу, ткани и
др.
В первой половине 2007 года проведено 2 039 товароведческих экспертиз, из них 23 процента приходится
на стадию таможенного оформления
и контроля. Вместе с тем возможности экспертно-исследовательских
отделов ограничены. Искусствоведческие, трассологические экспертизы, а также экспертизы, связанные
с расчетом таможенной стоимости
товаров, определением принадлежности товара к категории культурных
ценностей не проводятся по причине
отсутствия специалистов, аттестованных на проведение соответствующих
исследований и экспертиз, а также
оборудования.
Несмотря на существующую регламентацию действий при взаимодействии таможенных органов с ЭКС,
имеется ряд проблем и недостатков.
Например, при проведении технико-криминалистической экспертизы и
постановки перед экспертами вопросов для проведения почерковедческого исследования и способа изготовления штампов у таможен отсутствует
возможность представления оригиналов документов, что не позволяет
провести сравнительное исследование.
Коллегия постановила направить
в ЭКС предложения об увеличении
номенклатуры товаров для исследования их в экспертно-исследовательских отделах с учетом специфики
таможен и их удаленности от ЭКС
в целях сокращения сроков завершения таможенного оформления.
Совместно с информационно-технической службой СТУ будет разрабатываться техническая возможность
получения таможенными постами и
таможнями заключений ЭКС по электронным каналам связи.
Начальникам экспертно-криминалистических служб в Иркутске и
Новосибирске поручено подготовитьи направить в таможни и аппарат
СТУ обзор типичных ошибок, допускаемых таможенными органами при
назначении экспертиз, по мере технического оснащения экспертно-исследовательских отделов ЭКС доводить до таможен СТУ информацию о
новых видах проводимых экспертиз.
На состоявшемся после заседания
брифинге Константин Винс отметил,
что таможенное оформление будет
упрощено для бизнесменов из Поднебесной с незапятнанной репутацией. Первый заместитель начальника
Сибирского таможенного управления
пояснил: «Это будет некая схема,
которая будет подводиться не к категории товара, а к тому, насколько
надежен участник ВЭД, то есть, если
он один раз попадался, на нем ставится галочка: обратите внимание в
следующий раз, когда поедет, – зеленый свет дается только добросовестным».
Екатерина СВЕРЧКОВА
Досье «Таможни»
В первой половине нынешнего
года доля китайских товаров в стоимостном объеме импорта Сибирского федерального округа из стран
дальнего зарубежья составила 599
миллионов долларов, что на 47
процентов больше, чем в аналогичный период 2006 года (281 миллион долларов).
При этом стоимость поставок
товаров из Китая в регион увеличилась в 2,2 раза и составила
597,6 миллиона долларов, а из
стран Юго-Восточной Азии (ЮВА)
– уменьшилась на 43,3 процента,
составив 1,5 миллиона долларов.
Физический объем поставок товаров из стран ЮВА и Китая увеличился в 1,7 раза ( при сокращении
поставок из стран ЮВА в 6 раз!)
и составил 647,7 тысячи тонн, в
том числе из Китая – 647,2 тысячи
тонн, из стран ЮВА – чуть больше
500 тонн.
В первом полугодии 2007 года
при ввозе товаров из стран ЮВА и
Китая таможнями СТУ взыскано таможенных платежей на сумму 183,9
миллиона долларов, что в 2,1 раза
больше, чем за аналогичный период 2006-го (97,6 миллиона долларов). Наибольшие объемы товаров
из стран ЮВА и Китая оформлены
Новосибирской, Забайкальской,
Читинской и Иркутской таможнями.
Журнал "Таможня" № 20 октябрь 2007г.