ФТС поручено позаботиться об удобстве таможенного контроля
В распоряжении «Ведомостей» оказался перечень поручений первого вице-премьера Игоря Шувалова по улучшению инвестиционного климата и повышению позиций России в рейтинге Doing Business. В 2016 г. Россия в нем поднялась на 11 ступеней с 62-го на 51-е место среди 183 стран. До исполнения указа президента Владимира Путина подняться со 120-го места на 20-е к 2018 г. не хватило строчки.
Самое слабое место в рейтинге – международная торговля (документация на экспорт и импорт). В 2016 г. Россия опустилась со 155-го на 170-е место – так низко она еще никогда не была. Методика по этому индексу сильно поменялась, объясняла соавтор рейтинга Валентина Салтане: впервые оценивалось качество процедуры растаможивания – как используются электронные системы, как долго груз находится на границе, сколько стоит оформление документов. В странах ОЭСР на оформление документов уходит не больше пяти часов и $36, а в России – 43 часа и $500. Таможенный контроль российским экспортерам обходится в $1125, в то время как в лидере рейтинга Сингапуре – в $335 (см. график).
Шувалов поручил ФТС оптимизировать процедуры и снизить логистические издержки для компаний. В частности, ввести автоматическую регистрацию электронной декларации, ускорить выдачу электронной цифровой подписи. Представители Шувалова и ФТС подтвердили содержание поручений.
Автоматическая регистрация уже применяется для экспорта, говорит представитель ФТС: в 2015 г. 108 300 деклараций было зарегистрировано в электронном режиме. По данным ФТС, с января по декабрь 2015 г. было оформлено 3,7 млн деклараций, 99,9% из них в электронной форме. Для импорта процедура введена с декабря 2015 г. на 12 постах, говорит представитель ФТС.
Таможня – одно из направлений, где нужно создать электронную платформу, чтобы все платежи и документы шли через нее, говорит федеральный чиновник: к 1 апреля ФТС должна представить разные модели более оперативного оформления грузов. Единое электронное окно для всех документов необходимо, согласен топ-менеджер транснационального производителя продуктов питания: при разгрузке одного судна иногда приходится готовить до 50 000 документов, на каждом проставить печать. Транзитные декларации оформляются вручную на каждый контейнер, рассказывает эксперт Агентства стратегических инициатив Марина Лякишева: когда судно приходит в порт, требуется более 40 документов на каждый контейнер, в зависимости от ограничений – еще более 10, причем одни и те же документы нужно предоставлять разным контролерам.
Еще одна мера – ввести технологию удаленного выпуска: импортер сможет подать декларацию независимо от местонахождения товара. Раньше технологию применяли активно, говорит Лякишева, но потом многие удаленно оформленные грузы стали дополнительно проверять и желающих воспользоваться механизмом стало меньше. Компании искали таможенный пост, где таможенная стоимость будет более низкой, говорит сотрудник ФТС. Не понятно, почему на разных постах разная таможенная стоимость, удивляется сотрудник международного производителя товаров массового спроса.
Нужно улучшить работу контролирующих органов на границе, говорит руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина: например, судовладельцы бегают между пограничниками, таможенниками, ветеринарными и санитарными службами. Правительство предлагает сократить число перемещений контейнеров в морском порту. Это огромные затраты, согласен федеральный чиновник: важно, чтобы не предприниматель бегал по порту с контейнером, а контролеры приходили к нему. Но этого недостаточно, говорит Лякишева, – главное, чтобы сразу, как во всем мире, во время разгрузки часть товаров шла на досмотр, а другая сразу отправлялась на растаможивание. А досматривать контейнер должны сразу все контролирующие органы, продолжает она. Проверить один контейнер в инспекционно-досмотровом комплексе стоит 300 евро, рассказывает топ-менеджер транснационального производителя продуктов питания: еще от 15 000 до 150 000 руб. в день стоит аренда склада, где хранятся товары. На оформление всех документов и досмотр грузов уходит от 10 до 14 дней, рассказывает собеседник.
Нужно развивать разные таможенные режимы, призывает Баландина: упрощать ввоз для разных целей, активнее использовать специальную процедуру переработки для внутреннего потребления. А высокие импортные пошлины мешают на стадии создания производств, жаловались правительству члены Консультативного совета по иностранным инвестициям.