Граница в аренду
Угроза проникновения атипичной пневмонии в Россию заставила правительство в начале июня закрыть движение через ряд контрольно-пропускных пунктов на российской границе с Китаем и Монголией. Казалось, сбылась мечта отечественных обувщиков и текстильщиков - каналы ввоза китайского ширпотреба, которые не удавалось обуздать таможенно-тарифными мерами, перекрыты административно. Беда в том, что российскую границу, особенно с Китаем, в ее нынешнем виде сегодня перекрыть невозможно.
"Шелковый" путь
В советские времена алтайский город Рубцовск к границе имел самое отдаленное отношение. Ну какой заграницей в те времена был для нас Казахстан? Сегодня государственная граница от Рубцовска пролегает в непосредственной близости. По протяженности же эта граница самая большая из сухопутных границ России. Исторически совсем недавно и совершенно неожиданно пограничными регионами стали Волгоградская, Самарская, Саратовская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край. Граница совершенно необустроена - пересечь ее бесконтрольно очень легко, не сложнее, чем российско-украинскую. На юге с Казахстаном граничат новые государства Средней Азии с букетом самых разных неприятностей, от ваххабитов до американских военных баз, совсем рядом - Афганистан, который после свержения талибов американцами стал почему-то не стабильнее, а совсем наоборот - поток героина оттуда явно усилился. К сожалению, Казахстан не является ныне непроницаемым заслоном на пути грузов и нежелательных иностранцев, поскольку у казахстанских пограничников, скажем так, не меньше проблем, чем у наших.
Главное же на самом деле то, что Казахстан граничит с Китаем. А Китай - мировой производитель дешевых, как раньше называли, товаров народного потребления (ТНП). Есть такая модная ныне дисциплина - логистика. Выражаясь по-старому, это что-то вроде оптимизации грузовых перевозок. Так вот, оказывается, что если везти товар из Китая в Россию, то самый короткий на настоящее время путь таков: с огромных оптовых баз в г. Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, на такие же огромные оптово-розничные базы в казахстанском Семипалатинске, а затем, через пресловутый пограничный Рубцовск, на оптово-розничные рынки Новосибирска. Оттуда все расходится уже по городам и весям России и даже СНГ.
Бизнес сверхрентабелен. В Урумчи пара мужских носков стоит на наши деньги 1 рубль, на оптовке Новосибирска - 8-10 рублей. Отсюда и обороты: суточный оборот рынков Новосибирска - 1,5 млрд рублей, из них через Алтайский край проходит большая часть - до 1 млрд. По оценкам Новосибирского УФСБ, до 70% товара составляет контрабанда. Спрашивается, почему дешевый китайский товар везут в основном контрабандой, ведь прибыль и при легальном ввозе должна быть достаточно большой?
Считаем. Объем кузова "еврофуры" - "дальнобойного" автофургона - колеблется от 60 до 120 куб. м. Но нормативная емкость не предел, ее ухитряются превышать, так что груженая легким товаром фура выглядит как полунадутый дирижабль. Что такое кубометр полезного объема кузова фуры и сколько туда помещается товара?
Везут много разного и по разной цене. Ходовой товар - кожаные и синтетические куртки, "аляски", джинсы, белье, фрукты, но есть и более дорогие грузы. Естественно, куб синтетических курток стоит дешевле, чем куб дорогих шуб, а фура сотовых телефонов стоила бы очень дорого, но когда везут электронику, то основную массу составляет более дешевая аудиотехника, поэтому общая цена груза оказывается примерно такой же, что и для одежды. Практика показывает, что в массовых потоках цена кубометра примерно единообразна, и проще всего определять ее на примере обуви.
Обувь россияне покупают часто, и товар это довольно массовый, без сапог особенно не походишь, поэтому обуви везут много. В один кубометр умещается около 50 пар женских сапог. Оптовая цена пары женских сапог китайского производства - около $50. Кубометр - $2500. Таким образом, цена груза одной фуры (60-100 кубов) может достигать $150 тыс. - 250 тыс. А можно везти сапоги в больших групповых коробках, в навал, и раскладывать по коробкам при предпродажной подготовке. Тогда влезет еще больше.
И хотя более "деньгоемкого" товара, тех же шуб или там ноутбуков, в те же 60 кубов входит не на 150, а на 500 и более тыс. долларов, тем не менее цифру в $2500 на кубометр вполне можно принять за базу.
По ныне действующему законодательству при ввозе импортной продукции грузовладелец должен заплатить таможне около 35% стоимости груза (в зависимости от вида товара) - то есть с еврофуры с товаром на $250 тыс. при легальном пересечении границы должно "получаться" более $80 тыс., с 20-тонного "КамАЗа" - около $25 тыс. Естественно, и при легальном пересечении грузовладелец старается экономить, занижая цену груза, но это немного другая история и другая проблема, хотя и не менее важная.
Cколько же платят на таможенных пунктах реально и официально? Ну это зависит от того, насколько плотно данный пункт пропуска проверяется вышестоящими и контролирующими организациями. Если все спокойно, то официально и $10 тыс. с фуры, если проверяют - то и $20 тыс. и $30 тыс. Разница между тем, что надо платить, и тем, что платится официально, делится между грузовладельцем и прочими организациями, в какой-то пропорции - как говорят таможенные посредники, "каждый получает свою дельту". При нелегальном же пересечении границы, понятно, вся "дельта" экономится.
Контроль и учет
Бороться с занижением цены на легальном канале нелегко. Максимум, что можно сейчас с этим сделать, - подвергнуть груз экспертной оценке. Это ненадежно, а в реальности просто невозможно. Как держать на таможенном пункте группу экспертов-товароведов, знакомых со всем ассортиментом и текущими ценами на все виды товара? Представьте примерно, сколько такому эксперту надо платить, чтобы его не переманили торговые организации. Сколько бы вы ни представили - у госструктур таких денег нет. Есть, конечно, эксперты РФФИ, привлекаемые в сложных случаях, есть соответствующие справочники, но ведь для каждого товара существует очень длинный диапазон цен. Есть ботинки за 500 рублей, а есть и за 5000.
Кроме всего прочего, трикотаж, текстиль и т.п. можно в отличие от обуви и радиоаппаратуры прессовать. Их и прессуют. Распечатаешь такой тюк, и он - фр-р-р - становится втрое больше в объеме. В наших пунктах пропуска чаще всего нет никакого оборудования для возвращения такого тюка в первозданное состояние. Поэтому открывать их частенько опасаются. А еще товар пересчитать надо. И ладно, если предмет - джинсы. А если что помельче? Надо иметь крепкие нервы, чтобы пересчитать кубометр женских трусиков, моральный ущерб от такой операции может быть компенсирован, если только удастся выявить факт сокрытия части груза.
В стародавние времена проблема эта решалась просто. Провозя груз через владения какого-нибудь князя, купец платил десятину, сам назначая цену товара, хоть грош за воз. Но вот только князь имел право не брать пошлину, а купить груз за заявленную цену, со справедливой торговой надбавкой, конечно. И купцы особо не наглели - дорого могло обойтись. Да, многое мы забыли из нашей богатой истории... Сейчас же занижение в 2 раза - это еще по-божески, бывает и в десятки раз.
Впрочем, занижая стоимость, предприниматели тоже поступают еще по-божески. Чаще ввозят товар внаглую, мимо таможни.
Мимо кассы
"Новая граница" с Казахстаном такова, что почти не имеет естественных препятствий движению автотранспорта. Большую часть года автомобиль типа "КамАЗ" может практически везде двигаться без дорог, а по сельским дорогам - и подавно. Для более "нежных" еврофур это слишком рискованно. Поэтому для преодоления границы приходится перегружать груз, привлекать для пересечения границы грузовики повышенной проходимости, разбивать груз одной фуры на несколько "ЗИЛов" или 3-4 "КамАЗа". Изобретательность неистощима - сброшенные с фуры в пограничной полосе 90 кубометров груза всего за ночь переправила на склад в приграничном селе обычная "четверка". Тут ведь главное - преодолеть пограничную полосу, после этого груз снабжается фиктивными документами о покупке у какого-нибудь ООО, и это уже не иностранное, а свое, родное.
Плотность же дорожной сети здесь - до 4 сельских дорог на километр границы. Зимой, когда мороз и снега мало, вся граница представляет собой дорогу с твердым покрытием. Если же снега по колено, можно нанять сравнительно задешево у нас или в Казахстане "Кировец" К-700 с "клином", который на хорошей скорости пробьет дорогу и при необходимости вытянет застрявших. Пограничная зона здесь плотно заселена по обе стороны границы, все тут родственники или хорошие знакомые, и как откажется дядя Петя от пары-тройки тысяч деревянных, если в родном совхозе зарплата аж целых 90 рублей? А если показался на горизонте "уазик" с пограничниками - "ну-ка, Петя, задвинь" - и "Кировец", объехав колонну, заваливает огромным сугробом только что пробитую дорогу. Снегоходов у пограничников нет, проходимая техника редка и зачастую не имеет горючего.
Еще один путь китайского товара в Россию - "под конвоем". Не так давно при сопровождении автоколонны с контрабандными грузами были задержаны два сотрудника Управления ФСБ по Новосибирской области. "Конвоиры", как оказалось, получали за проводку $30 тысяч. С их точки зрения бизнес был выгоден - такие операции проводились еженедельно, а служебная зарплата у оперативников - несколько сот долларов. Выгоден бизнес и для заказчиков - что такое $5-6 тыс. с машины по сравнению с $100 000 полученной при обходе таможни прибыли?
Ярослав Вашпер,
Финансовые Известия