Искусственная буря на мясном рынке
Ажиотаж на мясном рынке не только Петербурга, но, без сомнения, и всей страны, вызвал приказ Федеральной таможенной службы №1283 от 17 октября 2007 года, исключающий посты Балтийской таможни из числа тех, которым разрешено декларировать мясную продукцию. Однако, некоторым поставщикам это может оказаться на руку.
Через Морской порт Петербурга проходит до 80 процентов всего импортируемого в Россию мяса. Меж тем, отечественная колбаса делается из заграничных буренок. Запрет на декларирование фактически блокирует деятельность постов Балтийской таможни, так как поставщикам придется не только перегружать товар, но и искать место для его хранения и декларирования на других постах. Это, как минимум, означает серьезные финансовые потери для поставщиков в связи с дополнительными тратами на транспортировку (внутренний таможенный транзит).
Право на декларирование товаров так называемой группы 02 (мясо и пищевые мясные субпродукты) сохранили Северный и Южный посты Санкт-Петербургской таможни, пост в Шушарах, а также Пулковская таможня. Однако на них ориентированы другие поставщики, те, кто ввозит товары на автотранспорте. Кроме того, добираться до них по петербургским пробкам крайне сложно.
Уточнение мест декларирования — обычная практика. В данном случае, по словам пресс-секретаря СЗТУ Евгения Венско, вероятнее всего, основанием стало усиление санитарного контроля за ввозом мясных продуктов, - в этом году значительно увеличился объем провозимого контрафакта. Впрочем, абсолютно очевидно, что нововведения могут существенно повлиять на рынок и стоимость завозного мяса.
СЗТУ уже направило в ФТС письмо с соответствующими предложениями по изменениям положений приказа за номером 1283. Благо, в силу он вступает только 15 февраля. Еще одним основанием для появления этого письма, возможно, стала попытка на практике проверить, как будет действовать система «удаленной» таможенной очистки. После одного дня эксперимент завершили — отгрузка мяса попросту встала. Сейчас, по заверениям представителей таможни, порт работает в обычном режиме и все приходящие суда с мясом декларируются по-старому. Кстати, по данным одного из импортеров, на постах Балтийской таможни в порту сейчас проверяют фактически 100% грузов, вместо обычной «выборочной» практики, что замедляет доставку товара конечному покупателю.
Некстати появившийся документ взбаламутил рынок. Помимо традиционных сезонных проблем у крупных международных перевозчиков добавились новые: думать, как быть, если приказ все-таки вступит в силу.
Нестабильность в среде импортеров выгодна операторам рынка, которые запаслись мясом в рамках квот по льготным тарифам. Как рассказали корреспонденту «Фонтанки» в одной из компаний-поставщиков на условиях анонимности, схема может выглядеть следующим образом:
Сверхдоходы и импортеры и производители получают именно в предновогодние дни, что логично: в это время возникает бешеный спрос на колбасные изделия. Однако, чтобы получить товар по льготным тарифам, пройти таможенную очистку надо до 31 декабря, так как позже по обычным ставкам обойдется это на порядок больше. В январе заказывать поставки никто не станет — слишком дорого платить за простой - в начале года все озабочены получением новых квот и лицензий. Вне зависимости от того, будет ли Балтийская таможня делать растаможку или нет, тот, кто уже все ввез, получает карт-бланш для продаж. Дабы самому полностью контролировать ценовую политику на рынке, ему выгодно «раскачать» международных перевозчиков, чтобы те отказались от контрактов на ближайшие месяцы.
В итоге абсолютно искусственно создается ситуация, когда все только и ждут возрастания цен. Одни боятся, что не успеют до нового года воспользоваться льготными квотами из-за дотошных проверок на таможне. Другие того, что их ждет после 15 февраля. Поэтому все вынуждены закладывать издержки на еще только гипотетическую транспортировку и растаможку на других постах в стоимость товара, который приходит уже сейчас. Железнодорожные вагоны и фуры стоят пустыми, и потребители, получая неустойку, но не получая товара, вынуждены искать тех, кто может срочно им продать мясо. То есть как раз компанию, успевшую все «очистить» заранее. И за любые деньги.
Ситуацию, сложившуюся на мясном рынке в связи с активным обсуждением 1283-го приказа, корреспонденту «Фонтанки» прокомментировали в руководстве производителя мясопродуктов, компании «Парнас-М» так: «Документ появился еще 17 октября, однако исключение Балтийской таможни сочли за техническую ошибку юристов ФТС. По имеющимся у нас сведениям, она будет в ближайшее время устранена. Никаких причин для ажиотажа нет. Удивление вызывает совсем другое: почему импортеры обратили на него внимание спустя только два месяца, хотя участники рынка внимательно следят за всеми вновь издаваемыми приказами».
Разгадка же всей этой коллизии достаточно проста: вновь вышедший приказ от предыдущего аналогичного ему от 19.09.2003 за номером 1052 принципиально отличается только тем, что в преамбуле во фразе «определить местами декларирования товаров, классифицируемых в товарной группе 02 в соответствии с ТН ВЭД России, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации...» пропущены слова "ввозимых автомобильным транспортом". То есть ошибка, вычеркнувшая Балтийскую таможню, не в самом списке постов, а в том, для кого этот приказ предназначен.
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру