01.04.11

Кто ответит за русский лес?

Разговоры об этом не смолкают. Однако лесопромышленники под любыми предлогами, всеми правдами и неправдами стараются за бесценок сплавить лес за рубеж, обходя все установленные нормы и правила. И удаётся им это, надо сказать, без особого труда. Ведь таможенный контроль у нас практически бездействует.

Фокусы с «кругляком»

Ещё шесть лет назад Счетная Палата РФ по результатам проверки сделала вывод о том, что в России нет эффективного механизма контроля за экспортом древесины. Тогда при стабильном росте экспорта леса и лесоматериалов преобладал вывоз необработанного кругляка, поставки которого в отдельных случаях достигали 99,5 процента от общего объема экспортной древесины.

Специалисты главного контрольного ведомства страны обращали внимание правительственных чиновников на отсутствие единой юридически закрепленной методики определения объемов и качества древесины, что, по их мнению, являлось «основой значительного экономического ущерба для страны».

С тех пор, похоже, мало что изменилось. И сегодня, если судить по результатам очередной проверки Счетной палаты, «таможенный контроль за вывозом лесоматериалов малоэффективен». Он носит, в основном, формальный характер. Но виноваты в этом не только таможенники. Так отчего же, несмотря на принятые меры таможенного регулирования, Россия продолжает вывозить, в основном, необработанную древесину особо ценных и даже запрещенных к вырубке пород?

Почему на мировом рынке российские производители присутствуют в крайне невыгодном для отечественной экономики сегменте круглого леса и лесоматериалов с низкой степенью обработки?

Пересекающие границу лесоматериалы используются в странах-импортерах лишь как сырье для производства дорогостоящей готовой продукции. А у нас комбинаты, специализирующиеся на глубокой переработке лесоматериалов, можно по пальцам перечесть.

Конечно, немалую роль в этом сыграл экономический кризис, но основной причиной специалисты называют недостатки нормативных актов, которые регламентируют экспортные операции с лесоматериалами, а также нерешённые инфраструктурные проблемы лесных регионов. Инвесторы в российскую глубинку приходить не спешат.

Российские таможенники пишут в отчётах, что объем экспорта необработанных лесоматериалов сокращается. За рубеж всё больше вввозят обработанных на территории России лесоматериалов.

Специалисты Счетной палаты РФ такого оптимизма не разделяют. Ведь на самом деле под видом обработанной продукции вывозятся грубо распиленные на ленточной пиле доски ценнейших пород дерева.

Неужели доски и бруски это и есть та самая обработка древесины, о которой неустанно твердят правительственные чиновники? Ответа на этот вопрос законодательство не даёт. А значит наспех распиленный «кругляк» можно перевести из одной товарной группы в другую, и таким образом минимизировать таможенные платежи.

Забытая лицензия

С 1999 года экспорт с российской территории ясеня, дуба, бука подлежал обязательному лицензированию. На вывоз древесины этих пород таможенники требовали специальные документы – лицензии, которые выдавались Министерством промышленности и торговли РФ.

С 1 января 2010 года, когда вступили в силу решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Межгоссовет ЕврАзЭС) и Комиссии таможенного союза «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», это условие перестало действовать.

Теперь без всяких ограничений за рубеж вывозятся из России ясень, дуб, бук, кедр, пихта, лиственница. Их почему-то не отнесли к ценным породам деревьев, хотя во всём мире они таковыми считаются. Последствия такого нерачительного отношения к национальному богатству – экономические и экологические – очень скоро могут оказаться весьма плачевными.

Рубите правильно

Проблема лесопромышленной отрасли сегодня не только и даже не столько в неограниченной вырубке, утверждают специалисты – рубить лес надо, деревья перезревают, стареют. И рубить вовремя.

Если вырубать деревья в возрасте 110–130 лет, то уже через семь лет на их месте вырастет молодой лес без смены пород. А если их возраст перевалит за 160–180 лет, то восстановление леса станет возможным только с помощью человека, да и то через 12–16 лет.

Но, занимаясь лесозаготовками, надо, как говорится, знать места. Сегодня лес рубят не там, где его много, а рядом с населенными пунктами и вдоль редкой сети дорог, где уничтожать деревья как раз не следует.

Впрочем, причина бесхозяйственности лежит на поверхности. Во всём виноваты как всегда дороги. А точнее – их полное отсутствие. На тысячу гектаров леса приходится лишь 1,5 км дорог, в то время как в Северной Америке и Западной Европе этот показатель составляет от 30 до 40 км. Рассчитывать на серьезный рост какого-либо производства в России при таком уровне развития транспортной и дорожной систем – утопия.

При отсутствии контроля над вывозом ценных пород дерева, неоднозначной таможенной политике, при транспортных проблемах лесных регионов Россия в ближайшем будущем, похоже, так и останется поставщиком недорогого сырья для стран-импортеров. А для жителей приграничных районов Китая – основного покупателя российской лесной продукции – ещё и выгодным работодателем. На лесозаготовках Дальневосточного региона трудятся сегодня, в основном, мигранты из Поднебесной.

Когда согласия в законах нет

Основные проблемы отрасли – это, прежде всего, следствие неудовлетворительного состояния нормативно-правовой базы. Об этом немало говорят и на федеральном, и на региональном уровнях, а воз и ныне там.

Специалисты ФТС РФ обращают внимание на несовершенство законодательства о техническом регулировании, где, в частности, отсутствует единая методика измерения лесоматериалов: действующими стандартами (ГОСТ, ОСТ, ТУ и т.д.) предусмотрены различные допуски и погрешности измерений. В результате, достоверно определить качественные и количественные характеристики перемещаемой древесины сложно. Однако именно от них зависит уровень платежей, а значит и объем поступлений в бюджет страны. Раздолье для мошенников, головная боль – для таможенных органов.

Не устранена и другая существенная нестыковка законодательства. Постановлением Правительства РФ № 162 от 15 марта 2007 года определён перечень запрещённых к вырубке видов деревьев и кустарников. Однако в таможенном законодательстве ограничений на вывоз такой древесины нет. А значит, и требовать у участников внешнеэкономической деятельности представления документов, подтверждающих законность вырубки, таможенные органы не вправе. Не пойман – не вор. И варварская вырубка продолжается…

Кроме того, эксперты давно настаивают на необходимости разработки и утверждения единого документа, который бы свидетельствовал о легальном происхождении и приобретении древесины. Работа над ним в федеральных органах идёт давно, но дальше согласований дело пока не движется.

Ещё в 2008 году чиновники планировали создать единую информационную систему электронного учета поставляемых на экспорт лесоматериалов. Предполагалось, что с её помощью можно будет аккумулировать данные о древесном товаре от момента вырубки, перемещения, складирования до таможенного оформления.

Однако, когда эта система реально заработает, остается теперь только гадать: к 2013 году планируется создать лишь её концепцию.

В результате, под разговоры о модернизации, система документооборота лесоматериалов по-прежнему остается на допотопном уровне.

Из-за отсутствия электронной базы данных проведение эффективного государственного контроля над экспортом древесины вряд ли возможно. Да и участникам внешнеэкономической деятельности приходится тратить немало времени и денег на сбор и оформление необходимых документов.

Может случиться так, что, когда появятся наконец на свет необходимые долгожданные документы и государственная информационная система, будет уже поздно - экологическое равновесие окончательно нарушится.

Столетие.ru