Меняю Дальний Восток на "Жигули"
Эксперты считают, что скандал с автопошлинами, ограничения на вывоз сырья и прочие непродуманные "новации" властей в конечном итоге могут закончиться для России потерей Дальнего Востока.
Вступившее в действие с 12 января 2009 г. постановление Правительства РФ о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые иномарки, призванное защитить отечественных производителей и сборщиков автомобилей зарубежных марок, уже принесло первые результаты, пишет "Утро.Ru".
По данным начальника ДВТУ Игоря ВЛАСЕНКО, после введения новых пошлин количество иномарок, ежедневно оформляемых владивостокской таможней, снизилось в 18 раз. Количество ввозимых через дальневосточную морскую границу иномарок составляет сегодня порядка 5% от прошлогоднего объема.
По мнению тех, кто мало знаком с реальным положением дел на Дальнем Востоке, автомобильный бизнес является уделом криминальных кланов и не оказывает особого влияния на экономику региона. Однако цифры говорят сами за себя. Только в первой половине января из-за повышения пошлин на подержанные иномарки постоянной работы лишились около двух тысяч жителей Приморья. И это не предел. Для депрессивного региона с низкой плотностью населения (на 2008 г. - чуть менее 2 млн) и слабо развитой экономикой это крайне высокая цифра.
Столь значительное количество занятых в автобизнесе объясняется тем, что, импортируя автомобильный секонд-хенд, приморцы работают не только на нужды собственного региона - автомобили поставляются на всю территорию Восточной и Западной Сибири с ее городами-миллионниками, а также, хотя и в меньшем количестве, во все остальные уголки страны. Количество автомобилей, ежегодно проходящих через российский Дальний Восток, превосходит все население региона, включая стариков и младенцев. Все это исключает любые предположения о второстепенном характере данного бизнеса для региона.
При этом единственным советом российского правительства приморцам являются заявления о необходимости развития местной экономики и строительстве новых производств. Однако перспективы этих предложений очень туманны. С задачей создания на Дальнем Востоке полноценной промышленности не удалось справиться даже советскому руководству в более благоприятные для этого времена. Проблема объясняется не только удаленностью региона, но и тем, что его население сосредоточено вдоль границы. Это не позволяло строить крупные стратегические предприятия из-за близости враждебного на тот момент Китая, сконцентрировать же необходимое количество ресурсов для развития богатых полезными ископаемыми материковых территорий оказалось не под силу даже СССР. В сегодняшних условиях о полномасштабном освоении территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока говорить вообще не приходится.
Вместе с тем российские восточные окраины не утратили своего стратегического значения. Эта часть страны является источником природных богатств, использовать которые предстоит будущим поколениям россиян. По сути, немногочисленное дальневосточное население является единственным хранителем фонда будущих поколений, и потому поддержание в регионе экономической и социальной стабильности должно являться одной из основных задач государства. Однако все последние действия российских властей, преследующих преимущественно сиюминутные интересы, идут вразрез с этой простой истиной. Так, некоторое время назад правительством были введены повышенные экспортные пошлины на лес-кругляк, являющийся одним из основных экспортных товаров Дальнего Востока.
Благородная, на первый взгляд, идея, призванная стимулировать экспорт не сырья, а товара с высокой степенью передела, обернулась настоящей катастрофой для региона. Образовавшуюся на этом высококонкурентном рынке нишу моментально заполнили Канада и Новая Зеландия... Сегодня инфраструктура по заготовке и отправке леса на экспорт простаивает, а тысячи семей работников лесной отрасли лишились средств к существованию.
К сожалению, весь этот печальный опыт не учит российское правительство ни чему. В декабре минувшего года ФТС РФ был издан приказ, согласно которому перегрузка и таможенное декларирование металлолома, занимающего существенную долю в общем грузообороте портов Дальнего Востока, должна осуществляться только через один порт - Петропавловск-Камчатский (см. также стр. 14), а крупнейшие порты региона и бюджеты лишились существенной статьи доходов.
Чем объясняется столь недальновидное отношение российских властей к восточному форпосту государства, совершенно не понятно. Имеет ли здесь место злой умысел узкой группы заинтересованных лиц, некомпетентность чиновников, банальное головотяпство либо все вместе взятое - уже не столь важно. Важно другое: все это не может продолжаться бесконечно. Разразившийся экономический кризис станет катализатором самых опасных экономических и социальных процессов в регионе. Во что это может обернуться в среднесрочной перспективе, лучше даже не думать.
"Золотой Рог" zrpress.ru 03.02.09