Мясной импорт отправили на фарш
Исключение постов Балтийской таможни из числа тех, где можно декларировать мясо и мясопродукты, приведет к повышению цен на импортную продукцию, а также к увеличению объема контрабандных товаров. Так петербургские импортеры мяса комментируют соответствующий приказ Федеральной таможенной службы (ФТС), который вступит в силу с 14 февраля (см. материал на стр. 14). Для Санкт-Петербурга, через который проходит 80% российского мясного импорта, это также будет означать ухудшение ситуации на дорогах. Дело в том, что компании будут вынуждены перевозить продукцию из порта на те таможенные посты, где мясо раньше не оформлялось.
В соответствии с приказом "О местах декларирования отдельных видов товаров" #1283, на Северо-Западе декларировать и производить таможенную очистку мяса и мясопродуктов можно будет только на постах Санкт-Петербургской таможни (два поста находятся на юге города, в промзоне Шушары, еще один -- в промзоне Парнас), а также Пулковской, Багратионовской, Великолукской и Калининградской таможен. Между тем сейчас импортное мясо поступает в город преимущественно морем и декларируется на Балтийской таможне, шесть постов которой находятся в Морском порту Санкт-Петербурга.
И операторы рынка, и представители Северо-Западного таможенного управления рассказывают о том, что оформлять мясо на постах Санкт-Петербургской таможни будет невозможно. "Пропускная способность не настолько велика, чтобы обслуживать весь импорт мяса", -- констатирует исполнительный директор импортера ООО "Газрезерв" Константин Булин. Поставщики будут вынуждены ждать, при том что холодильное оборудование на постах Санкт-Петербургской таможни, где пищевые продукты традиционно практически не декларируют, сейчас не установлено. В пресс-службе ФТС комментировать собственный приказ вчера отказались.
По данным Федеральной таможенной службы, с января по сентябрь в Россию было ввезено 1,86 млн тонн мяса стоимостью более $3 млрд. 50% в натуральном выражении и 23% в ценовом приходилось на мясо птицы, остальное -- на свинину, говядину и баранину. 80% импорта обрабатывалось на Балтийской таможне. На импортную продукцию в 2006 году приходилось 35% российского рынка мяса, подсчитали в Банке Москвы; доля ввозимой продукции от года к году сокращается, но незначительно.
Бывший руководитель Балтийской таможни и заместитель генерального директора ЗАО "Евросиб-ТБ" Александр Пучков называет приказ вполне логичным в свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию. "Согласно общемировой практике оформление грузов должно проходить не на границе, как сейчас, а на специально оборудованных терминалах. Тем более что в порту из-за больших объемов и нехватки инспекторов досмотр сейчас проводится выборочно", -- заявил он.
Однако, по словам участников внешнеэкономической деятельности, ситуация осложняется тем, что в соответствии с приказом весь груз должен храниться только на складах временного хранения. Но все три поста Санкт-Петербургской таможни, которые определены ФТС, не оборудованы холодильниками, так что хранить там мясо довольно сложно. Видимо, в связи с возникающими сложностями приказ вступит в силу не через 30 дней после опубликования, а через 90, то есть не раньше середины февраля.
Несмотря на штамп о регистрации приказа в Минюсте, импортеры продолжают верить, что при его подготовке была допущена "досадная ошибка", которую удастся исправить. "Мы надеемся, что Балтийская таможня будет в конечном итоге внесена в перечень", -- говорит пресс-секретарь группы компаний "Митлэнд" Юлия Киселева. "О том, что Балтийская таможня была исключена ошибочно, заявляли в том числе представители Федеральной таможенной службы. Однако наших иностранных контрагентов их слова, не оформленные документально, не успокаивают", -- добавляет Константин Булин из "Газрезерва". В то же время эксперты считают, что попытки включить посты Балтийской таможни в список будут предприниматься, но вряд ли увенчаются успехом, так как это противоречит самому смыслу приказа.
На условиях анонимности представители компаний-импортеров говорят, что "были в шоке", рынку "грозит коллапс", а объем контрафактного мяса существенно увеличится. А также обещают, что решение ФТС приведет к повышению цен на импортное мясо.
"Вступление в силу приказа повлечет за собой необходимость каждый день перевозить по городу тысячи нерастаможенных контейнеров -- от Морского порта до таможенных постов. Соответственно, вырастут и платежи компаний, -- полагает генеральный директор агрохолдинга "Пулковский" Иван Кара. -- От того, насколько вырастут издержки, зависит и рост цен. Пока говорить о конкретных цифрах нельзя: Федеральная таможенная служба не прописала порядок декларирования мяса и мясопродуктов через Санкт-Петербургскую таможню". Лариса Воробьева, генеральный директор компании "Продимпорт" (входит в группу компаний "Рубеж"), добавляет, что срок оформления грузов также увеличится более чем в два раза: сейчас таможенное оформление судна занимает три дня, а в результате вступления в силу документа будет доходить до 10 дней.
"Объем ввозимого через Санкт-Петербург мяса колоссальный, и импортерам придется тратить дополнительные средства на оформление внутреннего таможенного транзита, что проще организовать для рефконтейнеров, а для судовых партий мяса -- намного сложнее, так как до сих пор этого практически никто не делал", -- говорит господин Пучков. Удорожание будет связано прежде всего с тем, что для перевозки мяса из порта на таможенный пост придется пользоваться услугами таможенного перевозчика. По словам одного из представителей бизнеса, если стоимость доставки фуры с уже растаможенным мясом из петербургского порта в Москву составляет около $600, то стоимость услуг таможенного перевозчика на этом же маршруте составит уже приблизительно $1,4 тыс.
Необходимость вывозить груз на посты Санкт-Петербургской таможни грозит усложнением ситуации на дорогах Петербурга. Чтобы доставить груз на пост Северный, придется проехать почти всю кольцевую автодорогу, а подъезды к постам Южный и Шушарский и сейчас уже перегружены, так как именно по Кубинской улице и Московскому шоссе идет основной поток грузов из петербургского порта.
Однако проблема еще и в том, что количество компаний, имеющих статус таможенных перевозчиков, ограничено, как и количество машин, которые можно использовать для перевозки, а контракты с постоянными клиентами заключаются на длительный срок. Поэтому, скорее всего, возникнет проблема с организацией перевозки всего объема мяса, который необходимо доставить до места таможенного оформления, говорят участники рынка.
КоммерсантЪ (С-Петербург) ; 05.12.2007