13.02.09

Надо учиться слушать друг друга

Падение экспортных лесных перевозок было зафиксировано ещё в начале 2008 года, в середине года спад усугубился повышением пошлин на вывоз леса из страны, а в конце – финансовым кризисом. Повышение экспортных пошлин на необработанную древесину было в конце 2008 года отложено, но спад экспорта необработанного леса продолжается. Российским экспортёрам леса необходимо снижать издержки, включая транспортно-логистические, а также таможенные, чтобы вписаться в новые рыночные условия.

В ряду проблем, осложняющих положение лесоэкспортёров, следует особо отметить действия Россельхознадзора. В частности – необоснованное требование этого ведомства указывать номер вагона в сертификате, а также продление сроков оформления документации до 30 суток. В результате грузоотправители и транспортные компании, включая РЖД, несут значительные финансовые потери из-за увеличения простоев вагонов при фитосанитарном оформлении груза. Территориальные управления Россельхознадзора находятся на большой удалённости от мест заготовки, складирования и станций погрузки лесных грузов и систематически задерживают оформление уже погруженных вагонов.

Работники Россельхознадзора при досмотре подкарантинной продукции отказывают в выдаче фитосанитарного сертификата, ссылаясь на отсутствие маркировок по ГОСТам, которых не требует соответствующий приказ Минсельхоза. Из-за нескольких брёвен, испачканных землёй или снегом, бракуется вся партия. Наибольшие потери происходят на лесопогрузочных станциях Дальневосточной и Красноярской железных дорог, где ежесуточно простаивает много вагонов различных собственников – включая РЖД и ПГК – в ожидании выдачи фитосанитарных сертификатов.

Количество простаивающих, груженных лесом вагонов с начала года возросло на 50–70%. Безусловно, наводить порядок в лесозаготовке и экспорте леса необходимо. Но при этом нужно оказывать поддержку лесопромышленному комплексу и не решать вопросы фитосанитарного контроля за счёт железнодорожного транспорта.

Ведь от того, как быстро власти и все участники экспортного лесного рынка научатся слышать друг друга и учитывать интересы каждого, быстро вырабатывать эффективные и простые процедуры взаимодействия, будет зависеть то, насколько быстро и с какими потерями выйдет из кризиса лесопромышленный комплекс и обслуживающие его железнодорожные компании.

«Гудок», 12.02.2009