Не на замке
Пересечение поездами межгосударственных границ значительно упростится
Работа над проектом Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении будет завершена в самый короткий срок. А изменения и дополнения в соглашения о международном пассажирском (СПМС) и грузовом (СМГС) сообщениях уже подготовлены.
Таковы основные итоги пленарного заседания 41-й сессии Совещания министров Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), прошедшего в Таллине.
Председатель комитета ОСЖД Тадеуш Шозда, отметил, что перевозки грузов в странах – членах ОСЖД выросли до 6 млрд тонн в год, пассажиров – до 4 млрд человек. В организации состоят, в частности, бывшие страны СССР, Китай, Куба, КНДР, некоторые центральноевропейские страны, железнодорожные компании государств ЕС.
Значительным достижением в минувшем году стали разработка и согласование типового проекта меморандума о сотрудничестве в области технического, эксплуатационного и коммерческого развития железнодорожных коридоров.
Ещё одна немаловажная задача – создание эффективной площадки по унификации железнодорожного права. По словам заместителя председателя комитета ОСЖД Виктора Жукова, было бы правильно проводить эту работу с соблюдением баланса интересов как стран – членов ОСЖД, так и стран – членов ОТИФ (Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам).
В своём выступлении первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов отметил как положительный результат совместной работы вступление в силу Приложения № 9 «Облегчение процедур пересечения границ в ходе международных железнодорожных перевозок» к Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 года».
ОАО «РЖД» в этом направлении проводит большую работу. Вадим Морозов назвал лишь некоторые мероприятия, минимизирующие контрольные операции в пунктах пропуска. Это создание электронного документооборота между ОАО «РЖД» и ФТС, предварительное электронное информирование таможенных органов о грузах и транспортных средствах, использование таких современных технических средств, как инспекционно-досмотровые комплексы и видеоскопы, а также применение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.
Вадим Морозов также подчеркнул, что по тому, как разрабатываются основополагающие документы, определяющие работу железных дорог, по сути, в их новом статусе, можно судить о том, что реформа охватила все страны, включая и Китай, где уже произошло разделение сфер коммерческой деятельности и госрегулирования.
По словам Вадима Морозова, динамичное развитие китайских железных дорог заслуживает очень внимательного изучения. Что касается разногласий с китайской стороной по принятию ревизионного СМГС, то это ещё раз свидетельствует: документ в нынешней форме не соответствует реалиям.
Вадим Морозов также обратил внимание на ещё один немаловажный момент – предоставление ОАО «ФПК» статуса наблюдателя ОСЖД (наша газета сообщала об этом), что является подтверждением заинтересованности в нём не только самой компании, но и всех членов организации.
Вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «ФПК» Михаил Акулов подчеркнул, что ОСЖД можно считать той важной платформой, на базе которой ФПК может выстраивать партнёрские отношения с железными дорогами Европы и Азии, совершенствовать и адаптировать нормативную базу к реалиям современного транспортного рынка.
Он заявил, что для преодоления традиционного технологического барьера – изменения ширины колеи – ФПК в ближайшее время получит новые поезда Talgo, оборудованные системой автоматического изменения ширины колёсных пар с 1520 на 1435. Так создаются все предпосылки для сокращения времени в пути, а значит, повышения конкурентоспособности железных дорог.
По мнению статс-секретаря – заместителя министра транспорта РФ Сергея Аристова, крайне важно грамотно выстраивать тарифную политику в международном сообщении, особенно в связи с тем, что железнодорожный транспорт почти во всех странах попадает в сферу госрегулирования. В связи с этим ФСТ России при поддержке Минтранса и ОАО «РЖД» выступила с инициативой о проведении в октябре международной конференции тарифных регуляторов железных дорог, где планируется обсудить основные направления формирования тарифной политики.
Подводя итоги совещания, Вадим Морозов обратил внимание на общепризнанность роста международного авторитета как Минтранса России, так и ОАО «РЖД», поскольку слова одобрения в наш адрес прозвучали в том числе и от такого мощного партнёра, как Китай.
Следующую, 42-ю сессию Совещания министров ОСЖД решено провести в Вильнюсе с 3 по 6 июня 2014 года.
Гудок