Нет кордонов - есть контроль
Процедура таможенного оформления и контроля становится проще
ИЗЛИШНИЕ формальности мешают взаимопониманию. Этот принцип
таможенники Беларуси и России взяли на вооружение уже давно. И с
намеченного курса не сворачивают. Напротив, с каждым годом транзит
белорусских и российских товаров по территории Союзного государства
становится все проще. Результат сближения: доля российского транзита через
нашу страну в общем объеме таких перевозок составляет в среднем 90
процентов.
Между Беларусью и Россией нет пограничных кордонов, но есть контроль.
Отсутствие контроля - реальная лазейка для утечки транзитных товаров на
"черный рынок". А такая торговля никому не нужна. Благодаря современным
информационным технологиям учет грузов происходит без временных потерь.
Словом, перевозчики не внакладе. Комфорт, как известно, стоит денег. За 10
последних лет на усовершенствование таможенной инфраструктуры из союзного
бюджета израсходовано около 1,5 миллиарда российских рублей. В частности,
на программу "Создание единой автоматизированной информационной системы
Таможенного комитета Союзного государства" (2003-2005 годы) было выделено
более 198 миллионов российских рублей (взнос Беларуси - около 65
миллионов). На что потрачены деньги?
- Не впустую, - уверяет консультант представительства Постоянного
Комитета Союзного государства в Минске Геннадий Воинов. - Проект позволил
объединить телекоммуникационные сети таможенных органов стран-союзниц и
организовать эффективный обмен сведениями о товарах и транспорте,
перемещаемых через экономическую границу.
Что дал этот информационный прорыв? Простой пример. Информация о
товаре, который оформляется, скажем, в районе Бреста, через час уже во
Владивостоке. Оперативно? Спору нет. В поддержку прежних договоренностей
летом нынешнего года Совет Министров Союзного государства подписал
соглашение о транзите. Реализация документа, уверены его разработчики,
эффективно поспособствует дальнейшему увеличению товарных потоков. Единые
условия перевозки существенно облегчат жизнь и россиянам, и белорусам.
Основная цель документа - упрощение порядка таможенного оформления и
контроля. Скажем, если российский перевозчик вносит нужную сумму в местный
таможенный орган (и по каналам быстрой связи об этом становится известно
белорусской стороне), при встрече с нашим стражем экономической границы
водителю достаточно предъявить документ: "оплачено". Правило "сперва залог
- затем постановка на таможенный контроль" отменяется.
Предусмотрен и такой вариант. В случае когда товар, следовавший в
Россию, по каким-то причинам реализуется в Беларуси, российская таможня
перечисляет платежи белорусским коллегам. Механизм действует и в обратном
направлении. Как раз сейчас проводятся внутригосударственные процедуры,
необходимые для вступления соглашения в силу.
Кстати, работа над автоматизацией таможенных процедур продолжается.
Федеральная таможенная служба и Государственный таможенный комитет
Беларуси разработали проект новой программы "Реализация информационных
технологий общих таможенных процессов на 2008-2010 годы". Планируется
освоить 197,4 миллиона российских рублей. Предполагаемый вклад Беларуси -
73,3 миллиона. До конца года, надеются таможенники, проект будет
утвержден. Основный
Вместе с тем любое ноу-хау должно иметь под собой правовую основу.
В противном случае прогрессивная идея обречена. Новый Таможенный
кодекс Беларуси стал, если можно так сказать, действенным инструментом
решения многих назревших проблем. Депутат Палаты представителей
Национального собрания Беларуси Александр Гудков характеризует этот закон
как документ прямого действия:
- Прежде таможенные процессы регулировали около 660 всевозможных
нормативных актов. Сейчас таможенной сферой управляет один документ. По
сравнению с предыдущим кодексом новый закон "потолстел" в три раза и
вобрал в себя все - до мельчайших нюансов.
Новое таможенное законодательство учитывает основные требования
Международной таможенной организации. А за основу новой редакции взят
Таможенный кодекс РФ как главного торгового партнера. И одна из основных
задач союзников, закрепленная законодательно, - борьба с контрабандой.
Особое внимание - незаконному перемещению наркотиков, оружия, боеприпасов
и историко-культурных ценностей.
Традиционными стали совместные таможенные спецоперации "Граница",
"Калининградский транзит", "Достояние", "Акциз". Итог усилий - миллионы
рублей, возвращенных в казну обеих стран.
И еще одна новость. Беларусь - на пороге внедрения электронного
декларирования. Предполагается, что для крупных экспортеров эта система
начнет действовать уже к концу 2008 года. В России данный способ
заполнения деклараций применяется с 2002 года. Соседи обкатывали новую
технологию в несколько этапов. Не так давно на свет появилась новая,
максимально упрощенная версия. Проект получил специальную государственную
премию ФСБ России. И россияне готовы поделиться опытом. Однако соседи в
этом вопросе несомненно ушли вперед. Придется подтянуться. Первым делом
нужно продумать процедуру электронной подписи. Требуется создать единый
для всего таможенного пространства механизм определения подлинности
цифрового автографа.
Сторонники электронного декларирования уже просчитали реальную
экономическую выгоду от будущего нововведения. Благодаря виртуальному
общению процесс таможенного оформления сократится до 20-30 минут. К
моменту прибытия груза на пункт таможенного оформления не понадобится
терять время на ожидание: все необходимые решения уже будут приняты.
Удобно? Да. Цивилизованно? Несомненно.
Российская газета. СОЮЗ. Беларусь - Россия ; 11.10.2007