27.07.12

Радиоактивные машины везут в Россию

На Сахалине таможенники задержали в порту города Корсаков очередную партию радиоактивного товара из Японии, выявленную с помощью переносных дозиметров в ходе радиационного контроля.Об этом сегодня, 27 июля, сообщает пресс-служба ведомства.

«Это кузов от микроавтобуса, кабина грузовика, двигатель в сборе с ходовой частью автомобиля и машина «Мазда Демио». У всех объектов превышение от естественного уровня радиационного фона зафиксировано примерно в 2,5 раза и составляет от 0,15-0,18 мкЗв/ч. Также на объектах выявлено наличие загрязнения бета-активными радионуклидами, по результатам первичной идентификации это Цезий -137 «индустриальный». Использование товаров с таким видом радиоактивного излучения в соответствии с «Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности» запрещено», - говорится в распространенном сообщении.

В ведомстве также пояснили, что в настоящее время задержанная партия находится на прибывшем теплоходе «Трэвинд Глории» с соблюдением всех правил радиационной безопасности. Решение по данному товару будет принято после проведения специалистами Роспотребнадзора необходимой экспертизы.

В мае прошлого года, вскоре после аварии на АЭС «Фукусима», отдельные СМИ сообщали о том, что во Владивосток начали поступать автомобили с радиоактивной пылью из Японии. Сообщалось, в частности, что «фонящие» машины активно доставляются в приморскую столицу. Местные журналисты даже выяснили: чтобы снизить уровень радиации, машины в порту обливают водой перед процессом «растаможки».

Если стандартный уровень для Владивостока по замерам МЧС – 12-13 мкР/ч, то машины, доставленные в Приморье из Японии, показывали уровень в 19-20 мкР/ч. Для того, чтобы снизить показатели, машины якобы обливали водой, смывая с них радиоактивную пыль.

Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко в свою очередь порекомендовал дилерам и частным лицам перед покупкой машин требовать от японской стороны все необходимые документы. Кроме того, глава Роспотребнадзора также напомнил, что у российских специалистов есть технологии и опыт по дезактивации автомобилей со следами радиации.

После аварии на АЭС некоторые российские дилеры сообщали, что закупили в салоны дозиметры, чтобы доказывать чистоту автомобилей. Были случаи, когда покупатели приходили со своими дозиметрами, но проблем с радиационным фоном у новых автомобилей из Японии не наблюдалось. Новые автомобили проходят контроль и на заводах-автопроизводителях, и на двух таможнях – российской и японской.

С начала апреля прошлого года на радиационном контроле в порту Владивостока у 49 автомобилей, прибывших из Японии, было зафиксировано радиационное загрязнение. Еще 8 «фонящих» машин были задержаны в Находке. Если стандартный уровень для Владивостока по замерам МЧС – 12-13 мкР/ч, то машины, доставленные в Приморье из Японии, показывают уровень в 19-20 мкР/ч. Как сообщал Роспотребнадзор, на 29 из них следы радиации полностью исчезли сами.

В середине апреля 2011 года на Сахалин из Японии прибыли «зараженные» автозапчасти. Их обнаружили сотрудники Сахалинской таможни при осмотре судна, прибывшего из Японии в порт Корсаков. После того как таможенники провели необходимые измерения и убедились, что уровень радиации повышен, они сообщили об этом региональным управлениям МЧС и Роспотребнадзору.

Как заявил старший заместитель главы МИД Японии Ютака Банно. У россиян нет причин для беспокойства по поводу того, что в Россию из Японии может попасть зараженная радиацией продукция. Это касается и экспортируемых в Россию автомобилей и запасных частей к ним.

3 мая 2011 года российские таможенники остановили состав из Китая, машинист которого излучал радиацию. Радиоактивный фон от состава, следующего из КНР, обнаружила стационарная система радиационного контроля «Янтарь», установленная на границе. Когда датчики системы зафиксировали в поезде превышение радиационного уровня, сотрудники российской таможни проследовали в локомотив с переносными дозиметрическими приборами и оперативно выявили источник излучения. Им оказался машинист поезда, гражданин Китая. По его словам, недавно он проходил курс лечения радиофармпрепаратом. В непосредственной близости от него приборы зафиксировали излучение, превышающее допустимую норму более чем в 200 раз (423,9 мкЗв/ч при норме - не более 20 мкЗв/ч).

Специалисты таможенного пункта на станции Забайкальск приняли решение сразу же отцепить от железнодорожного состава локомотив, на котором радиоактивный машинист и вернулся домой в Маньчжурию.

Гудок