19.03.09

Рентген для вагонов

Таможенники предложили ВСЖД продолжить развитие погранперехода Наушки, расположенного на границе с Монголией.

Напомним, что в 2006 году железнодорожники закончили реконструкцию станции, и её пропускная способность выросла в два раза – до 12 пар грузовых поездов в сутки. Здесь не только удлинили приёмо-отправочные пути под приём длинносоставников, но и построили административно-бытовой корпус. И все службы, начиная от пограничной и таможенной и заканчивая сельскохозяйственной, переехали в одно место. А это значительно сократило время досмотра поездов. Однако отсутствие инспекционного досмотрового комплекса (СИДК) в Наушках оборачивается задержкой поездов.

«Только за последние два месяца среднее время обработки следующих с коммерческим грузом с российской стороны в Монголию поездов при норме 285 минут составило 319, то есть больше на 34 минуты», – говорит начальник станции Наушки Роман Яковлев.

Основные проблемы возникают при одновременном прибытии двух поездов – российского и монгольского. Поскольку у заграничного поезда, особенно если это международный, существует более жёсткий график движения, то таможенники оставляют чётный и переключаются на нечётный, чтобы избежать штрафных санкций. Чётный же в это время простаивает в ожидании таможенного досмотра, поскольку считается, что у него есть запас времени.

«В идеале должно быть так, чтобы после обработки чётного поезда следом заходил нечётный из-за границы. Кроме того, таможенники много времени тратят на досмотр порожних вагонов и контейнеров, в основном прибывающих из Монголии», – говорит Роман Яковлев.

По его словам, потерь времени, а значит, и денег было бы меньше, если бы на погранпереходе использовался СИДК, который не только позволит оптимизировать досмотр, но и сократить маневровые работы локомотива.

«Система разрешает на ходу, без отцепок, досматривать вагоны – СИДК просвечивает вагон, и нам на экране видно всё его содержимое», – говорит первый заместитель начальника Бурятской таможни Наталья Белова.

По словам начальник отдела таможенно-брокерской деятельности ВСЖД Олега Черепахина, дорога не против предложения таможенников. Но купить такое оборудование – а СИДК стоит около 20 млн руб. – на свои деньги магистраль не может, поскольку обустройством таможенных объектов занимается государство. «В то же время, хотя Наушки и входят в число тех железнодорожных погранпереходов, на развитие которых по федеральной целевой программе должны выделить деньги, средств до сих пор нет», – поясняет г-н Черепахин.

Однако отсутствие досмотрового комплекса – не единственная проблема. По словам таможенников, они уже несколько лет настаивают на расширении площадки для досмотров грузов. «Она мала и плохо оснащена. Например, здесь нет крана для погрузки-выгрузки крупнотоннажных контейнеров, крытого помещения для досмотра, работы ведутся под открытым небом. И вообще здесь нужно открывать полноценный контейнерный терминал со складом временного хранения, поскольку перевозки внешнеторговых грузов вскоре увеличатся», – говорит Наталья Белова.

А если через Наушки на Дальний Восток пойдёт монгольский уголь, развитие необходимо. Во время недавнего визита в Иркутск премьер-министр Монголии Санжийн Баяр заявлял о намерениях приступить к разработке угольного месторождения Таван Толгой, одного из крупнейших в мире – здесь разведано 6,5 млрд тонн угля, около 40% которого – высококалорийный коксующийся уголь. По его словам, значительную часть этого топлива правительство рассчитывает направить на экспорт через Транссиб.

«Если хотим, чтобы нам доверяли партнёры, мы должны все операции выполнять в кратчайшие сроки. Значит, нужно повышать уровень технической оснащённости погранперехода Наушки. Одна дорога такую задачу не потянет. Здесь без помощи государства не обойтись», – говорит Олег Черепахин.

«Гудок», 19.03.2009