Ставка на российское
Продажи собранных в России иномарок по итогам года могут вырасти
Повышение пошлин на ввоз иномарок в Россию и девальвация рубля вынуждают иностранных автопроизводителей делать ставку на выпуск некоторых моделей внутри страны. Только таким образом, считают эксперты, концерны смогут сохранить свои позиции на падающем российском рынке. В итоге к концу этого года может сложиться ситуация, при которой на фоне общего снижения продаж на 30—50% некоторые модели, собираемые в России, могут даже показать рост. Правда, такое возможно лишь в том случае, если отечественные потребители перестанут с предубеждением относиться к автомобилям, собранным в России.
Увеличенные таможенные пошлины наряду с ослаблением рубля и резким сокращением числа привлекательных кредитных программ могут уже к лету сделать некоторые иномарки практически недоступными для покупателей. Многие иностранные автопроизводители уже объявили, что их автомобили, которые пересекут российскую границу в этом году, будут дороже как минимум на 10—30%. В этих условиях сокращение импорта и ставка на автомобили, собранные в России, является для них по сути единственным путем для сохранения своих позиций на отечественном рынке.
В феврале о прекращении импорта в Россию седанов Camry сообщила Toyota. Теперь дилеры компании будут получать эти автомобили только с петербургского завода. При этом на фоне повышения цен на весь модельный ряд Toyota цены на Camry компания «заморозила». Как результат, по итогам января продажи седана в России выросли на 42%. Если Toyota удастся сохранить положительную динамику спроса на Camry, по итогам года петербургский завод компании может выйти на проектную мощность, сообщила Татьяна Русакова, руководитель отдела по связям с общественностью ООО «Тойота Мотор».
От импорта в Россию нового Chevrolet Cruze отказалась General Motors. Ранее планировалось, что новинка начнет поступать на отечественный рынок весной, то есть до запланированного на лето запуска производства этой модели в Петербурге. Однако, по словам Сергея Лепнухова, директора по связям с общественностью «Дженерал Моторс СНГ», позже было принято решение поставлять российским дилерам GM только автомобили с петербургского завода. В итоге модель появится в продаже лишь в конце августа, но цена ее должна быть все же доступнее импортных аналогов.
В конце мая стартует производство на петербургском заводе Nissan. И в компании, похоже, намерены использовать все его мощности. Как сообщил на недавно открывшемся Женевском автосалоне вице-президент Nissan по продажам в Восточной Европе Тору Сайто, петербургский завод компании до конца 2009 года (завод реально будет работать только второе полугодие. — РБК daily) сможет выпустить 20—30 тыс. автомобилей, что при его годовой мощности в 50 тыс. автомобилей обеспечит предприятию стопроцентную загрузку. Директор по производству «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» Дмитрий Михайлов пояснил, что ранее завод должен был начать свою работу только с выпуска седана Teana, и лишь спустя примерно полгода на конвейер должен был встать кроссовер X-Trail. Однако из-за повышения пошлин было принято решение начать производство обеих моделей почти одновременно. Российские Teana и X-Trail появятся у дилеров уже в июне. Пока же дела у Nissan в России идут не очень удачно, в феврале продажи упали на 44%.
В начале марта всеволожский завод Ford начал производство седанов Mondeo. Директор по связям с общественностью Ford Russia Екатерина Кулиненко сообщила, что автомобили этой модели импортироваться в Россию также больше не будут, за исключением маловостребованных хэтчбеков и универсалов. При этом Ford для успешного вывода российского Mondeo на рынок даже снизил его начальную стоимость на 6,6% по отношению к прошлогодним, докризисным ценам на импортные Mondeo. Впрочем, по словам директора по продажам компании «Аларм-Моторс» Михаила Шевелькова, уже в апреле цены на российский Mondeo поднимутся на 4%.
Эксперты сходятся во мнении, что в итоге успех собираемых в России иномарок во многом будет зависеть от ценовой политики производителей. Иван Бончев, эксперт по автопрому Ernst & Young, считает, что если производители удержат цены на автомобили, выпускаемые в России, на приемлемом уровне, то по итогам года может даже сложиться ситуация, при которой на фоне общего сокращения рынка (по разным оценкам, на 30—50%. — РБК daily), некоторые российские иномарки могут показать рост или хотя бы менее значительное падение.
Впрочем, сами автоконцеры волнуют и другие проблемы. «Российские потребители на самом деле очень скептично относятся к автомобилям, выпущенным в России», — заявил в Женеве Тору Сайто. Ранее о такой же проблеме говорил и генеральный директор «Сузуки Авто МФГ Рус» Сигэру Седзи. «Эта проблема до сих пор существовала, но она, на мой взгляд, больше актуальна для контрактных сборщиков, таких как «Автотор» и ТагАЗ. Что до собственных российских производств иностранных автоконцернов, то их это коснется в меньшей степени», — считает Иван Бончев. «Негативное отношение, например, к российским Ford Focus, ощущается, как это ни странно, только в Петербурге, в остальных регионах отношение к ним такое же, как и к импортным аналогам», — говорит Михаил Шевельков. «Когда в конце прошлого года появилась информация о повышении пошлин, наши покупатели, наоборот, стали больше интересоваться иномарками, собранными в России, ведь всех в конечном счете в большей степени волнует вопрос цены», — резюмирует Павел Копатько, бывший генеральный директор дилерского центра GM — «Атлант-М Лахта».
ИА РБК Санкт-Петербург; 11.03.09