Таможня дает абхазам «добро»
Российская таможня присвоила Абхазии независимый код. Теперь для грузов из Абхазии будет существовать отдельное кодовое обозначение – «АВ». Раньше, грузы, вывозимые из Абхазии, оформлялись под грузинским кодом.
Как сообщили по этому поводу в Государственном таможенном комитете Абхазии (ГТК), никаких изменений в таможенных процедурах на государственной границе в связи с этим не будет.
Даже в настоящий момент, несмотря на кризис, товарооборот через российско-абхазскую границу постоянно растет. В абхазской таможне заявляют, что после признания независимости рост товарооборота происходил и за счет развития внешнеторговых связей с другими странами.
В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом: общий товарооборот республики в прошлом году превысил семь миллиардов рублей. А это почти на два с половиной миллиарда рублей больше, чем в 2007 году. Все это означает, что на положительную динамику роста товарооборота не повлияли даже события лета 2008 года.
Хотя в таможне заявляют, что кризис в туристической индустрии Абхазии, сложившийся из-за неблагоприятной политической обстановки как раз летом прошлого года, повлиял на импорт многих подакцизных товаров. Это отразилось на выполнении планов по сбору акцизов. Был ограничен импорт и других товаров в летний сезон 2008 года. Абхазский бюджет потерял деньги из-за невыполненных планов по экспорту леса и лома черных металлов.
Общий рост товарооборота и средств, вырученных за счет таможенных пошлин, объясняется и «оцивилизовыванием» таможенных процедур на российско-абхазской границе. Владельцы грузов изрядно покрупнели за последние несколько лет. На смену полуторатонным «Газелям», в которых завозилось абсолютно все, от мебели до кефира, пришли крупные оптовые поставщики однородных товаров. С них значительно легче взимать пошлину. Еще раньше основная часть грузов через российско-абхазскую границу перевозилась легковыми машинами и обыкновенными тачками. На суммах таможенных пошлин это сказывалось в первую очередь.
Лидерами товарных позиций, за счет которых бюджет Абхазии получил наибольшие средства, являются бензин и автомобили. Очень высокий рост в 2008 году наблюдался в поставках продовольственных товаров.
Абхазская таможня считает, что добилась серьезных успехов за счет либерализации декларирования товаров. Теперь товары стоимостью до 250 тыс. рублей декларируются по упрощенной схеме, и это очень облегчает работу таможенников.
Государственный таможенный комитет Абхазии считает, что успешно борется с коррупцией в своем ведомстве. Правда, случаев, когда сотрудника таможни привлекли к уголовной ответственности, в прошлом году не было. Но при этом 28 сотрудников таможни были уволены со службы, еще восемь были временно отстранены от своих должностей. При этом руководство таможни не разглашает конкретику относительно причин увольнения столь большого числа сотрудников в прошлом году. Зато руководство ГТК Абхазии считает, что ряд кадровых перестановок в высшем крыле структуры способствовали улучшению качества правоохранительной деятельности абхазской таможни.
ГТК Абхазии говорит о значительных улучшениях и в качестве работы структуры и ее оснащенности. Это выражается в том, что сотрудники стали лучше подготовлены в профессиональном смысле, а уровень используемых технических средств позволяет добиться лучших результатов. Но это касается участка абхазо-российской границы на Псоу и таможенного контроля в морских портах.
Никто сегодня не знает, когда будут созданы необходимые условия для работы таможенной службы в сухумском аэропорту. Для этого нужны многомиллионные инвестиции. И где взять эти деньги, неизвестно. Пока можно остановиться на создании нормативно-правовой базы для таможенных процедур в аэропорту, который по умолчанию будет международным. Именно этот вариант предлагает глава ГТК Абхазии Григорий Еник. Также, по его мнению, необходимо обеспечить переподготовку специалистов для работы в аэропорту. И вместе с тем, статистика обслуживания таможней полетов в сухумском аэропорту выглядит впечатляюще для закрытого аэропорта. 205 рейсов за год. Но надо знать, что из них ни одного, собственно гражданского рейса, не было. Это преимущественно авиарейсы миссии ООН. Первым рейсом, который обслуживала таможня в аэропорту, был рейс министра иностранных дел России Сергея Лаврова, прилетевшего 14-го сентября прошлого года.
Сегодня.ру; 17.02.09