23.07.09

Таможня дает на взлет

Авиакомпании получат полугодовую отсрочку по таможенным выплатам. Это 20% от стоимости самолета. В условиях дефицита средств у авиакомпаний такая мера поможет обновить их авиапарк. Но многие перевозчики считают, что она запоздала и вводить ее надо было при росте пассажиропотока, а не когда люди перестали летать.

Правительство внесло в Госдуму проект поправок в Таможенный кодекс РФ, который позволит авиакомпаниям получить шестимесячную отсрочку по уплате таможенных платежей за ввоз самолетов иностранного производства. Ее действие распространяется и на ввоз комплектующих, в том числе двигателей.

Получить отсрочку на ввоз, к примеру, популярных среди перевозчиков Airbus и Boeing можно было и раньше. Но для этого нужны были веские основания. Например, авиакомпания должна была потерпеть ущерб в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы. Или покупать самолеты через госзаказ с помощью бюджетного финансирования.

Авторы законопроекта уверены, новые поправки существенно облегчат жизнь авиакомпаниям. «Они помогут в условиях кризиса и падения перевозок обновить авиапарк, купить более современные и топливно-эффективные самолеты», – утверждают разработчики.

«Мера действительно направлена на то, чтобы улучшить положение перевозчиков. S7 (бывшая «Сибирь») отменяет заказы на 15 новейших Boeing на сумму $2,5 млрд, «Ютэйр» вводит отсрочку, – объясняет логику разработчиков аналитик ИК «Проспект» Ольга Тычкова. – У авиакомпаний фактически отсутствуют свободные средства для инвестиций в авиапарк. Вернуть деньги они смогут в следующем году, когда объемы авиаперевозок хотя бы восстановятся».

Но сами перевозчики на новый законопроект реагируют по-разному. В «Трансаэро», авиапарк которой состоит в основном из самолетов зарубежного производства, считают, что законопроект «заслуживает самой положительной оценки». «Отечественные авиаперевозчики получают новые стимулы проводить обновление своего парка за счет эффективных в эксплуатации воздушных судов. Это важно для обеспечения доступности воздушного транспорта в нашей стране», – радуется замгендиректора авиакомпании «Трансаэро» Дмитрий Столяров.

А вот бывший начальник службы развития парка воздушных судов «Аэрофлота» Сергей Колтович согласен с ним лишь отчасти: «Мера была бы особенно хороша года два–три назад, когда был пик роста пассажирских перевозок. Из-за высоких таможенных платежей в то время завозились в основном старые, 15—20-летние иномарки, а изношенный парк советских лайнеров выводился слишком медленно».

«Мера не слишком действенная, – подтверждает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. – Из-за кризиса авиакомпаниям все равно будет проще радикально пересмотреть свои планы по ввозу самолетов, отложив их на попозже». Ведь самолеты даже в лизинг – очень дорогое удовольствие. Кстати, по такому пути уже пошел «Аэрофлот». Сегодня авиакомпания объявила о переносе примерно на два года сроков по закупке пяти самолетов Airbus.

Реально поправки помогут тем, кто только запускает авиационный проект, или у кого вообще нет никакой возможности отсрочить поставку, договорившись напрямую, считают эксперты. Но таких перевозчиков можно сосчитать по пальцам. Один из них – «Авиалинии 400» (работает под торговой маркой Red Wings). «Два среднемагистральных самолета Airbus A321 должны были пополнить авиапарк перевозчика уже в сентябре, – напоминает Пантелеев. – Но недавно авиакомпания сообщила, что сможет купить эти самолеты только при условии получения той самой полугодовой отсрочки, о которой сейчас идет речь».

Большинство опрошенных «Газетой.Ru» экспертов сходятся во мнении: новые поправки лишь отчасти облегчат участь перевозчиков и к массовому обновлению авиапарка не приведут. А бывший менеджер «Аэрофлота» Сергей Колтович и вовсе считает, что по-хорошему «вместе с таможенными поблажками надо бы было убрать НДС. Это еще 18% от стоимости самолета, и нигде в мире такой налог не платится».

Газета gzt.ru 23.07.09