Таможня и авиаторы: есть контакт.
На прошедшей в Москве крупной международной конференции Аэропорты, авиационные и экспедиторские компании в России: пути эффективного взаимодействия, перспективы развития, государственное регулирование в числе прочих обсуждались и таможенные вопросы в аэропортовой деятельности. Участники конференции особо отметили положительное влияние зеленого коридора , скорость оформления грузов в течение трех часов, если груз однотипный, а также то, что таможня стала более контактной. О чем еще говорили на этой встрече, рассказала советник начальника Управления международного таможенного сотрудничества Любовь Бурляева.
ожалуй, впервые организаторам этого мероприятия - Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) - удалось собрать такой широкий круг участников. Здесь были представлены российские властные структуры, в частности, администрация Президента РФ, международные организации -Европейский совет аэропортов (ACI Europe), Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Минтранс РФ и Федеральное агентство воздушного транспорта РФ, ФТС России и, конечно же, профессиональные участники этого рынка: все авиакомпании, работающие на территории России, и все крупные аэропорты страны.
Обсуждался широкий круг вопросов, имеющих важное значение для функционирования и развития рынка авиационных перевозок. Это касалось и развития аэропортовой инфраструктуры с точки зрения авиационных и экспедиторских компаний, и частных инвесторов, а также современных тенденций в аэропортовом бизнесе.
Все эти вопросы, в той или иной степени затрагивают и таможенные структуры. В 2005 году, к примеру, намечена реконструкция ряда крупнейших аэропортов страны, в том числе и Шереметьево-2 , аэропорта в Минводах, аэропорта Кольцово в Екатеринбурге и Красноярского аэропорта. Активно развивающийся московский аэропорт Домодедово намерен в 2005 году производить полное оформление и регистрацию пассажиров и багажа с доставкой пассажиров непосредственно к трапу самолета из центра Москвы, с Павелецкого вокзала. В свою очередь, аэропорты Шереметьево и Внуково тоже намерены в 2005 году доставлять своих пассажиров из центра города - соответственно, с Савеловского и Киевского вокзалов. Таможня в этих новых технологических схемах, безусловно, важное звено, потому что встают вопросы совершенно иных подходов к процедуре таможенного оформления в связи с новыми принципами обслуживания пассажиров при авиаперевозках. Кроме того, необходимы дополнительный численный состав контролирующих органов и техника, что, в свою очередь, требует немалых финансовых затрат.
Участников конференции особо интересовал вопрос возможности таможенных органов учитывать технологические особенности работы отдельных аэропортов, так как применение положений и приказов всегда сопряжено с особенностями практики их применения, что, в свою очередь, обусловлено деятельностью конкретного аэропорта. Очень важно сделать процедуру таможенного оформления максимально невидимой для пассажиров, поставив на первое место высокий уровень обслуживания и безопасность. Кстати, на конференции было отмечено, что технология, отработанная в Домодедово при активном участии ФТС России, позволяет создать достаточно комфортную обстановку для оформления пассажиров.
Речь на конференции шла также и о грузовых перевозках, новых возможностях, которые предоставляет Таможенный кодекс в части скорости таможенного оформления. В этой связи большой интерес вызвал доклад начальника отдела Главного управления организации таможенного контроля ФТС Сергея Алексеева, посвященный внедрению системы управления рисками в процессы таможенного оформления и таможенного контроля. Участники конференции не обошли стороной еще один важный для функционирования авиационного рынка вопрос, а именно, возможность смешанных перевозок. То есть, когда одна группа или партия товара поступает в страну частично автомобильным транспортом и частично авиационным.
Особый интерес у иностранных участников конференции вызвали вопросы логистики грузового оформления, оценки России как транспортного моста между Европой и Азией. Зачастую, отправляя свой груз в российскую глубинку, европейские участники ВЭД не могут воспользоваться услугами национальной авиакомпании по простой причине - она туда просто не выполняет рейсов. Следовательно, груз отправляется вначале, скажем, в Шереметьево или Домодедово, и это легко проконтролировать. Но отслеживание дальнейшего пути товара уже представляет определенные трудности.
В этой связи активно внедряемая сегодня процедура электронного декларирования при таможенном оформлении рассматривается как одна из возможностей контроля за движением товара. Несомненно, за новыми технологиями будущее. Кстати, по подсчетам иностранных экспертов, если у их компаний будет возможность контролировать движение товара, и эта процедура будет совершенно прозрачной, то грузооборот в России возрастет сразу же в несколько раз.
Записала Валентина Дудкова
Виртуальная таможня по материалам журнала Таможня 24 от 28.12.04