Таможня отделяет шубы от платьев
В России введены новые правила для челноков.
В минувшие выходные вступило в силу распоряжение Федеральной таможенной службы (ФТС), направленное на борьбу с "серым" импортом челноков. Согласно документу, таможенные службы получили возможность требовать от предпринимателей разделения товаров на упаковочные места по отдельным видам и товарным наименованиям. По мнению представителей ФТС, переупаковка грузов по товарным категориям позволит эффективнее выявлять "серых" импортеров. Эксперты уверены, что ужесточение таможенного досмотра спровоцирует рост цен на некоторые товары к началу весеннего сезона.
Как уже сообщал Ъ (см. номер от 8 декабря 2004 года), с помощью внутреннего распоряжения, обязывающего руководителей таможенных органов требовать от челноков разделения товаров по товарным категориям, в ФТС надеются ограничить провоз через таможенные терминалы товаров народного потребления по "серым" схемам. В ФТС Ъ пояснили, что приказ направлен на борьбу с самым простым и распространенным приемом "серого" импорта ввоза одного товара под видом другого. Например, на дно баула челноки прятали меховые шубы, а сверху укладывали текстиль, пошлина на который во много раз ниже, чем на мех. Введенный теперь запрет на провоз товаров в сборных узлах, по мнению чиновников, позволит с легкостью выявлять недостоверно задекларированные грузы. Тех же, кто будет по-прежнему провозить товары в сборных узлах, таможенники намерены заставлять переупаковывать товар прямо на таможне. В противном случае карго-компании, оказывающие челнокам услуги по перевозке товаров, просто не смогут провезти свой товар на территорию России.
В самих карго-компаниях отказываются комментировать действия ФТС, отмечая лишь, что пока каких-либо перемен в работе таможни они не заметили.
Подтверждают это и в столичных аэропортах. По словам представителя международного аэропорта Шереметьево Анны Захаренковой, в зонах досмотра сейчас не наблюдается ажиотажа, о новых же требованиях к провозу товаров их пока не извещали.
Впрочем, как отмечают наблюдатели, сейчас поток челноков, везущих товар в Россию, минимален в силу сезонного спада продаж одежды. Серьезные проблемы ждут челноков ближе к весеннему сезону, когда через таможенные посты в Россию вновь хлынут новые партии с товаром. С учетом того, что доля "серого" импорта товаров народного потребления оценивается в 80 90% общего объема рынка челночной торговли, в зонах досмотра могут возникнуть огромные пробки. Вслед за уменьшением доли "серого" импорта специалисты ждут и повышения цен. "Ясно, что ближе к весне цены на рынках, основном месте сбыта челночных товаров, существенно возрастут, считает аналитики ФК Уралсиб Марат Ибрагимов. Перевозчикам нужно будет компенсировать затраты за задержку грузов на таможне. Кроме того, если распоряжение ФТС действительно будет работать, на ценообразовании скажется и тот факт, что грузы пришлось декларировать по их реальной стоимости".
ДМИТРИЙ КРЯЖЕВ
"КоммерсантЪ"
17.01.05