Торфяновку открыли для автовозов
Правительство России разрешило ввозить транспортные средства, в частности легковые автомобили, через все международные автомобильные пункты пропуска (МАПП) на границе Ленобласти с Финляндией. Ранее для этих целей использовались пункты Брусничное—Hуямаа и Светогорск—Иматра, теперь в этот список включена и Торфяновка— Ваалимаа. Однако разрешение на ввоз автотранспорта в Россию через этот пункт будет действовать лишь до 1 апреля 2009 года
По словам экспертов, эта мера уменьшит количество аварий и пробок у таможенных пунктов на границе. Впрочем, открытие Торфяновки не приведет к увеличению потока легковых автомобилей из-за снизившегося покупательского спроса и повышения пошлин на ввоз легковых автомобилей. Уже в январе 2009 года через северо-западную границу ввезено автомобилей на 92% меньше, чем в январе 2008 года.
Правительство РФ до 1 апреля 2009 года приостанавливает действие постановления о сокращении пунктов пропуска для ввоза автотранспортных средств на границе с Финляндией. Соответствующее постановление N 107 премьер-министр Владимир Путин подписал в конце прошлой недели. В апреле 2008 года правительство РФ выпустило постановление N 304, которое разрешало ввозить из Финляндии на территорию России моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки более десяти человек, включая водителя, а также легковых автомобилей, только через МАПП Брусничное—Hуямаа и Светогорск—Иматра. До мая 2008 года подобные грузы шли также через пункт пропуска Торфяновка—Ваалимаа. Это решение вызвало отрицательную реакцию с финской стороны, которая полагала, что сокращение пунктов пропуска на границе приведет к росту автомобильных очередей на границе. Так, в августе финские власти рассматривали возможность введения дорожных сборов для крупнотоннажного транспорта, следующего как в Россию, так и из России. В конце января финская сторона подняла вопрос о приостановлении действия постановления и открытии для проезда транспорта пункта Торфяновка.
Кроме этого, в ноябре прошлого года Ассоциация международных перевозчиков (АСМАП) обращалась в федеральное правительство с просьбой о приостановлении действия постановления N 304 хотя бы на зимний период. По словам Константина Шаршакова, заместителя начальника филиала АСМАП по СЗФО, открытие МАПП Торфяновка является необходимым для обеспечения безопасности автоперевозок. "Пересечение границы с таким ценным грузом, как легковые автомобили, через пункты Брусничное и Светогорск весьма не безопасно из-за тяжелого профиля дороги, которая в зимний период подвержена обледенению. А это приводит не только к авариям, но и к многодневным простоям у таможенных пунктов", — говорит господин Шаршаков. Он добавляет, что в районе МАПП Торфяновка дороги не так сильно подвержены обледенению, рядом нет воды и профиль дороги не такой сложный, как у Светогорска и Брусничного.
В Выборгской таможне от официальных комментариев отказались ввиду отсутствия у ведомства официальных документов по этому поводу.
Эксперты полагают, что увеличения потока автомобилей в связи с открытием еще одного пункта пропуска ожидать не стоит в связи с резким снижением покупательского спроса. По данным Ассоциации импортеров автомобилей и таможенных брокеров, в январе прошлого года через северо-западную границу было ввезено около 13,5 тыс. транспортных средств. Однако в январе 2009 года эта цифра составила всего 1,2 тыс. (падение более чем на 90%). Помимо снижения покупательной способности населения на снижение объемов импорта повлияло и увеличение пошлин на ввоз машин. Всего же за прошлый год, по информации пресс-службы Выборгской таможни, через МАПП Брусничное и Светогорск прошло 134,95 тыс. автовозов (около 1 млн легковых автомобилей). По словам Владислава Заславского, президента Ассоциация импортеров автомобилей и таможенных брокеров, эта мера немного запоздала. "При таких объемах импорта, которые мы имеем сейчас, открытие Торфяновки не сыграет никакой роли. Эта мера была актуальна полгода назад", — считает господин Заславский.
По словам Константина Шаршакова, открытие Торфяновки также выгодно с точки зрения логистики. Так транспорт, идущий, например, из финского Ханко, все равно может растаможиваться на МАПП Брусничное и Светогорск, в то время как автовозы, идущие, например, из Котки, "срежут" около 250 км при движении через Торфяновку.
"Коммерсантъ"; 24.02.09