08.12.17

Транспорт и логистика могут стать драйверами экономического роста в ЕАЭС

Транспортно-логистические проекты в странах ЕАЭС интересны для китайского бизнеса. Об этом заявил заместитель министра транспорта Китайской Народной Республики (КНР) Дай Дунчан на девятом совещании руководителей уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС в области транспорта. Страны ЕАЭС уже предложили китайской стороне 38 проектов для совместной реализации.

Участники встречи обсудили общие подходы по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), а также рассмотрели итоги работы по формированию общего рынка услуг в сфере транспорта за 2017 год.

Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отметил, что транспорт и логистика входят в ТОП-5 отраслей, обладающих наибольшим интеграционным потенциалом и способных стать драйверами экономического роста для стран ЕАЭС. «То, что вопросы реализации транспортно-логистического потенциала Союза находятся в фокусе личного внимания глав транспортных ведомств, безусловно, способствует продвижению вперед, – подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК. – Важно, что это не просто одно из направлений сотрудничества наших стран. В сочетании с цифровой трансформацией экономик ЕАЭС и общей торговой политикой логистика формирует глобальный сценарий развития нашего интеграционного объединения».

Тигран Саркисян обратил особое внимание на то, что внедрение цифровых технологий в транспортно-логистической сфере приводит к значительному росту показателей эффективности отрасли.

«Главный приоритет на будущее – реализация «дорожных карт» по всем видам транспорта для создания общего рынка услуг в транспортной сфере. В общей сложности это 97 мероприятий, которые необходимо воплотить в жизнь в ближайшие три года», – сообщил со-председатель совещания, член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Адамкул Жунусов. Министр отметил, что в 2017 году подготовлен к подписанию проект Соглашения о судоходстве, положения которого будут внедряться в практику. Идет работа по реализации Программы поэтапной либерализации каботажных автомобильных перевозок, расширению авиасообщения, цифровизации процессов перевозки и ряду других проектов.

Тигран Саркисян подчеркнул, что Китайская Народная Республика является стратегическим партнёром для ЕАЭС по самым различным аспектам. «Сопряжение Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шёлкового пути – одно из важнейших направлений нашей работы, в котором ярко проявляется принцип Win Win. Сотрудничество с КНР открывает огромные возможности для всех сторон. Мы уже направили китайской стороне перечень приоритетных проектов в сфере транспорта, по каждому из которых есть интерес не менее двух стран Союза, и, как я уже отметил, готовы обсуждать вопросы стандартов, связи логистики с торговлей, цифровых решений», – уточнил Тигран Саркисян.

Страны ЕАЭС предложили к рассмотрению 38 совместных проектов в области транспорта, претендующих на софинансирование Китая. Они должны наладить сквозную логистику между Китаем, Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом и по сопутствующим маршрутам, дополняющим основные транспортные коридоры Евразии: Западная Европа – Западный Китай, Север – Юг, Восток – Запад и Северный морской путь.

«Сопряжение с инициативой ЭПШП является очень важным с точки зрения взаимодействия с ЕАЭС и Комиссией. Китайская инициатива ЭПШП рассчитана на развитие инфраструктуры. Мы хотим, чтобы сотрудничество расширялось и углублялось. В любое время готовы делиться опытом и решать возможные проблемы», – в свою очередь заявил заместитель министра транспорта КНР Дай Дунчан.

По его мнению, перечень совместных проектов в транспорте и инфраструктуре будет способствовать целостному подходу во взаимодействии и поможет обсуждению объединения пространств на системной основе. Глава китайской делегации отметил заинтересованность в таких проектах, как строительство глубоководного порта в Архангельске и железнодорожной линии Белое море – КОМИ – Урал («Белкомур»).

Предполагается, что проект «Белкомур» должен обеспечить доставку контейнерных грузов из Китая в Европу, а также к промышленно развитым регионам Урала, Сибири, Казахстана, Монголии. Проект формирует новый железнодорожный маршрут перевозок контейнерных грузов, в значительной степени связан с формированием нового международного транспортного коридора Китай – Европа, часть маршрута которого пройдет по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транcсибу). Совместная реализация проектов по строительству железнодорожной магистрали «Белкомур» и Архангельского порта открывает новый путь доставки контейнерных грузов из Западного Китая в Европу и на восточное побережье США.

Представитель Минтранса Китая также проявил высокий интерес к проектам с государственным участием. Впрочем, как сообщил Дай Дунчан, «мы намерены тщательно рассмотреть все проекты и передать соответствующим структурам для более детального изучения». Глава китайской делегации заявил о желании «поддержать осуществление проектов в ЕАЭС».

«Я искренне считаю, что сопряжение с ЭПШП в ближайшее время даст мультипликативный эффект и послужит примером развития взаимоотношений», – отметил министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов. Он назвал участие китайской делегации во встрече министров транспорта стран ЕАЭС «символичным». Одним из приоритетных проектов в этой связи он назвал проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия». Руководитель российского Минтранса высказал надежду, что диалог по этому проекту будет конструктивным.

В совещании также участвовали министр транспорта, связи и информационных технологий Республики Армения Ваган Мартиросян, министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак, вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Роман Скляр, министр транспорта и дорог Кыргызской Республики Жамшитбек Калилов.

Евразийская экономическая комиссия