В черную и белую полосочку
Нам повезло в том, что мандарины к нам завозят в основном из соседнего Китая. А то представьте себе - Новый год вдруг без этого новогоднего фрукта. И это могло бы стать реальностью, живи мы чуть подальше, скажем, в средней полосе России. В партиях испанских мандаринов, которые завозились в декабре по польскому сертификату, специалисты Россельхознадзора нашли средиземноморскую плодовую муху. Как результат, половина мандаринов была возвращена в Польшу, другая половина - обезврежена.
Разделить
и описать
Праздники закончились, и теперь предстоит работа. По новым правилам, установленным Федеральным таможенным ведомством. Из них, пожалуй, самый заметный - новый порядок провоза товаров. Вводится он распоряжением главы Федеральной таможенной службы России с 15 января и касается в основном тех участников внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товара мелкими партиями. Как правило, это так называемые челноки и карго-компании, оказывающие договорные услуги этим самым челнокам .
Суть новых требований в том, что отныне руководители таможенных органов должны требовать предоставления сведений о перемещаемых товарах, находящихся в каждом упаковочном месте, путем предъявления упаковочных листов спецификаций, списков либо иных коммерческих, транспортных (перевозочных) документов . Обязательными реквизитами этих листов являются сведения о наименованиях товаров, находящихся в упаковочном месте, их количестве и маркировке. При этом товары должны быть разделены и упакованы по отдельным видам и наименованиям. В противном случае сроки проверки товаров могут быть продлены до тех пор, пока не будут выполнены все условия.
По сути дела, никакого новшества в этом распоряжении нет. Просто порядок контроля за товарами наконец-то приводится в соответствие с нормами Таможенного кодекса, действующими уже целый год. Только теперь право руководителей таможенных органов продлевать сроки проверки товаров, предоставленное им частью 2 ст. 359 Таможенного кодекса РФ, трансформировалось в обязанность. Остается неясным: в каких случаях будет предъявляться требование делить товар по видам, а в каких - по наименованиям. Видимо, как обычно, этот вопрос будет решаться конкретным должностным лицом в каждом конкретном случае.
Впрочем, как и требование о предъявлении перевода представляемых документов, если они составлены на иностранном языке. Ведь решение о предоставлении такого документа принимает тоже конкретное должностное лицо таможенного органа - в случае, если он, например, не знает, что английское furniture это все-таки мебель, а не ручки и петли к ней.
Понятна обеспокоенность таможенного ведомства недопоступлением в бюджет ежегодно около 500 млн. долларов. Проверить сотни тюков, в которых одновременно упакованы и дубленки, и тапочки, и золото, облагаемые далеко не одинаковыми пошлинами, просто нереально. Решит ли новый порядок данную проблему? Не приведет ли эта мера только к удорожанию товаров?
Введение новых правил не устранит проблему ввоза несертифицированной, контрафактной продукции, порой опасной для жизни и здоровья людей. И вряд ли существенно пополнит бюджет, ведь Минэкономразвития поставило задачу сократить до 40 процентов таможенный досмотр. Это значит, что даже не каждый второй баул будет подвергаться досмотру. Но факт остается фактом, и сколько бы мы ни рассуждали на эту тему, а с 15 января будьте добры, господа челноки , резиденты и нерезиденты, все разделить и описать.
Электроника
как средство сокращения
Тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые будут производить оформление своих товаров во Владивостокской таможне, явно повезет. Вот уж где сроки оформления действительно должны сократиться. В первом квартале 2005 года таможенный пост Морской порт Владивосток должен перейти на круглосуточный режим работы. И тогда в течение трех дней, установленных законом, будут оформляться 100 процентов товаров. Более того, половину из них можно будет получить в течение одного дня.
Этого события давно ожидали. Еще в октябре прошлого года такое предложение было внесено участниками межведомственного заседания Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта России и Союза российских судовладельцев. И вот свершилось - об этом намерении сообщил на презентации Владивостокского морского порта, проходившей в Москве, начальник поста Павел Демичев. Впрочем, не будем спешить, намерение - это еще не факт.
Кроме того, для сокращения сроков таможенного оформления планируется внедрить электронное декларирование. Всего в 2005 году на электронное декларирование должно перейти 56 таможен. В настоящее время такая форма применяется только в семи московских таможнях. Как показала практика, данная технология привела к реальному сокращению времени проверки таможенной декларации до 30 минут. Немаловажно, что она позволяет свести к минимуму влияние субъективных факторов при проведении таможенного контроля.
Похоже, что скоро будет упрощена и процедура возврата НДС. В середине декабря запущена в опытную эксплуатацию Единая государственная автоматизированная система контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ. А значит, больше не придется бегать и собирать кучу различных справок и подтверждений.
К сожалению, эта система запущена пока только в Магнитогорской и Ростовской таможнях, Магнитогорской налоговой инспекции и Азовском морском порту.
Еще раз про автомобили
Уже стали привычными печальные новости для тех, кто ввозит автомобили из-за рубежа. Еще в ноябре прошлого года вступили в силу поправки к КоАП и Таможенному кодексу, усиливающие ответственность лиц за нарушения, связанные с таможенным оформлением автомобилей, перемещаемых через таможенную границу РФ. Штраф в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда может уплатить физическое лицо за предоставление недостоверных данных об оформляемом автомобиле. И пусть считает, что ему повезло, поскольку за такое же нарушение юридическому лицу придется выложить уже до 400 МРОТ.
Штраф в размере от половины до трех размеров стоимости автомобиля будут платить его хозяева при обнаружении факта его сокрытия от таможенного контроля. При этом и само транспортное средство может быть конфисковано в пользу государства. Аналогичная участь - стать конфискатом - может постичь временно ввезенные в Россию транспортные средства, но по какой-то причине не вывезенные. А владельцы этих автомобилей рискуют суммой до 25 МРОТ.
Еще одна новость - это постановление правительства России, которое продлевает до 16 августа начавшегося года ставки ввозных таможенных пошлин на грузовые автомобили старше семи лет. Напомню, что в начале прошлого года на грузовики были установлены ставки в размере 1 евро за 1 куб. см объема двигателя. Пошлины такие вводились сроком на девять месяцев. По прошествии этого естественного срока правительство сохранило временное положение .
и про мясо
Но зато упрощена процедура ввоза радиоэлектроники в Россию. Об этом приняла решение Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ). Теперь для ввоза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения необходимо получить лишь одно обобщенное решение ГКРЧ, а не два решения, как было раньше. Учитывая, что это касается и сотовых телефонов, будем надеяться, что данное решение приведет к снижению цен и тарифов. А это уже радует.
Точно так же, как и предложение Минэкономразвития увеличить в 2005 году квоты на импорт свинины и говядины аж на 2,5 процента. Если специалисты видели причину роста цен на мясопродукцию в снижении квот на ввоз мяса, то, по мнению Минэкономразвития, такое увеличение должно исправить эту ситуацию.
Тамара Насветова.
"Тихоокеанская Звезда" (Хабаровск). 11.01.05